АРХИВ СОБЫТИЙ ФМШ
2024 ГОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2024 ГОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2023 ГОД | 2024 ГОД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2023 ГОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2022 ГОД | 2023 ГОД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2022 ГОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
ИЮНЬ 2022 ГОДА | |
4 июня, 16:00 | День открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
9 июня, 16:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Память компьютера и единицы её измерения | Информатика Что первым приходит вам на ум, когда кто-то говорит о компьютерной памяти? А ведь в любом компьютере есть сразу несколько принципиально различных видов памяти, каждый из которых предназначен для хранения строго определённых данных. Начав с разговора об этих видах памяти, мы перейдём к тому, в каких единицах память измеряется, и некоторые участники встречи, возможно, с удивлением узнают, что в 1 килобайте, оказывается, не 1024 байта. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
11 июня, 17:00 | Первый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика На каждом из двух семинаров будет разобрано по две задачи из списка (в соответствии с пожеланиями участников семинара): 1. При каких условиях стоит или не стоит лестница, прислоненная к стене: статья 2. Можно ли создать материал легче воздуха, и полететь на нем в космос: стр. 23 3. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43 4. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5 5. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42 6. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33 На их примере мы увидим, как простая школьная задача превращается понемногу сначала в не школьную, потом серьезную, потом не решенную, и не имеющую решения, и даже возникнет вопрос: возможно ли такое в физике? Что и как можно и нужно делать с задачей, чтобы получить удовольствие от общения с задачей и физикой? Поскольку частично будет использоваться уже имеющийся материал, вы заодно сможете оценить, готовы ли самостоятельно читать журнал «Квант», из которого взяты указанные выше статьи, и радоваться пониманию прочитанного. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
15 июня, 17:30 | Интерактивная лекция для учащихся 9-11 классов на тему: Жизненный цикл разработки программного обеспечения | Информатика На лекции будет подробно рассказано о том, какие специалисты участвуют в процессе создания современной компьютерной программы/системы или мобильного приложения, и какую часть в нём занимает непосредственно программирование (спойлер: не самую большую). Отдельно остановимся на том, какое образование может быть предпочтительным для каждого участника процесса. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе. Лектор: Екатерина Юрьевна Скобелева |
17 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: С чего начинается математика? | Математика В процессе занятия мы поговорим о том, как связаны между собой разные части математического материала, который изучается на уроках математики. Действительно ли каждая новая тема следует из предыдущей, и что означает сам термин следует. Можно ли всё, что известно в математике, свести к единому началу, и если да, то каким будет это начало? Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 июня, 17:00 | Лекция-семинар для учащихся 8-9 классов на тему: От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики | Математика На небольшой лекции, плавно переходящей в семинар, обсудим: (1) кто такой Евдокс Книдский и почему пифагорейцы имеют отношение к математике, а евдоксианцы нет? (2) как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход? (3) зачем нужны аликвотные дроби и как получаются цепные? Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам. Ведущий занятия: Владимир Витальевич Дворкин |
22 июня, 16:00 | Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п. Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина |
25 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика Как правило, при решении школьных задач ограничиваются множеством действительных чисел. Иногда изучают числа компле́ксные. А есть ли какие-нибудь числа после них? Если да, то как они появляются и сколько их существует? На занятии мы узнаем, что квадрат числа i может быть не равен -1, познакомимся с числами, которые возникают в этом случае, и разберёмся, почему традиционные названия чисел, идущих после компле́ксных, являются не вполне корректными. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
28 июня, 17:00 | Второй семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Новая встреча продолжает семинар от 11 июня Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
30 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Низкоуровневое программирование и языки ассемблера | Информатика На семинаре мы поговорим о языках программирования с точки зрения их близости к аппаратному обеспечению компьютера. Разберёмся с тем, что такое языки ассемблера, чем они отличаются друг от друга, и в каких случаях их стоит использовать. Узнаем о том, как связаны языки низкого уровня с языками высокого уровня и как обеспечивается переносимость программного обеспечения между компьютерами с различным "железом". Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
ИЮЛЬ 2022 ГОДА | |
5 июля, 17:00 | Третий семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Июльские занятия продолжают серию семинаров прошлого месяца. Как и раньше, будем разбирать по одной-две задачи из постепенно сокращающегося списка (в соответствии с пожеланиями участников семинаров): 1. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43 2. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5 3. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42 4. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33 Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
9 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 8-9 классов на тему: Теория отношений в древнегреческой математике | Математика Семинар продолжает разговор, который мы начали на лекции-семинаре "От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики", однако он может быть интересен и тем, кого не было 20 июня. Обсудим некоторые идеи, сформулированные в пятой книге "Начал" Евклида, авторство которых приписывают Евдоксу Книдскому, а также поговорим о греческой бесконечности и цепных дробях. Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам. Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин |
11 июля, 16:00 | Организационный семинар для участников I потока вступительных испытаний ФМШ На семинаре мы подробно обсудим процесс поступления в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
12-17 июля | Первый поток вступительных испытаний ФМШ: решение задач Поступающие пробуют решать предложенные задачи и обмениваются идеями решений с преподавателями. Подробная информация об этом этапе представлена в новости на нашем сайте от 29.06.2022. |
18-24 июля | Первый поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, обсуждавшие на прошлой неделе решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению во втором потоке. |
25 июля, 17:00 | Четвёртый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Новая встреча продолжает семинар от 5 июля Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
27 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика Риквел одноимённого семинара от 25 июня. Поскольку в прошлый раз основную часть встречи заняли предварительные обсуждения, необходимые для погружения в тему, теперь мы попробуем на их основе разобраться с материалом, вынесенным в заголовок. Однако первые полчаса (ориентировочно) посвятим краткому изложению того, что не торопясь обсуждали в прошлый раз, поэтому приглашаем на семинар и новых участников. Все моменты, важные для понимания обсуждаемой темы, мы обязательно проговорим. Наверняка это будет полезно и для участников прошлого семинара – за месяц многое может забыться. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
30 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Личные финансы школьника: изучаем доступные инструменты | Финансовая и юридическая грамотность Знаете ли вы, что с 14 лет можно самостоятельно открывать счета, вклады и "взрослые" банковские карты? Главное при этом – обладать детальной информацией как о потенциальных возможностях, так и о сложностях, с которыми есть риск столкнуться. На занятии обсудим, какие финансовые инструменты могут использовать школьники, как эти инструменты работают, какую информацию при деловом взаимодействии предоставлять безопасно, а что должно оставаться конфиденциальным. Поскольку в рамках одного занятия невозможно обсудить все особенности существующих финансовых продуктов, в первую очередь поговорим о том, что будет интересно участникам семинара. Если в целом данное направление окажется актуальным, занятие может стать началом блока семинаров по вопросам, которые мы не успеем рассмотреть в рамках проведённой встречи. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
АВГУСТ 2022 ГОДА | |
2 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Планета Информатика | Информатика Что такое информатика? Как в русском языке появилось это слово, и что оно обозначает. Какие дисциплины включает в себя информатика как наука. Что изучают в школьном курсе информатики и зачем это нужно. Поговорим о словах и терминах, являющихся «спутниками» слова информатика, которые мы вспомним коллективно силами участников семинара. Как соотносятся информатика и программирование. Нужно ли учиться программированию, и какие инструменты для этого понадобятся. Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина |
5 августа, 16:00 | Организационный семинар для участников II потока вступительных испытаний ФМШ На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошёл предыдущий, июльский, поток, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
10 августа, 17:00 | Пятый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Аагустовские занятия завершают летнюю серию семинаров, начатую 11 июня. На них разберём оставшиеся две задачи из первоначального списка: 1. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5 2. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33 Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
11 августа | Крайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ во II потоке Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022. |
13 августа | Крайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ во II потоке Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022. |
15-21 августа | Второй поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в третьем потоке. |
23 августа, 17:00 | Шестой семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Новая встреча продолжает семинар от 10 августа Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
28 августа, 16:00 | День открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
СЕНТЯБРЬ 2022 ГОДА | |
3 сентября, 18:00 | Организационный семинар для участников III потока вступительных испытаний ФМШ На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошли предыдущие, июльский и августовский, потоки, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
6 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный | Физика В летней серии семинаров по физике мы не успели рассмотреть одну задачу, и теперь её название вынесено в заголовок семинара. Предварительно подготовиться к обсуждению можно, прочитав статью в журнале "Квант": стр. 5. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
10 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Некоторые загадки словообразования | Русский язык Мы поговорим о том, одинаково ли устроены пары слов «дерево» – «деревянный» и «золото» – «золотой» и чем похожи с точки зрения словообразования слова «бег», «зелень» и «супруга», подумаем, может ли суффикс быть нулевым, обсудим, все ли так просто с морфемой «ТЬ» в начальной форме глагола. А главное – как искать аргументы и основания для разбора слова по составу. Ведущая семинара: Людмила Валерьевна Дворкина |
13 сентября | Крайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ в III потоке Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022. |
14 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Задачи с условием, неявно изменяющимся в процессе решения | Математика Как мы обычно воспринимаем задачу, например, математическую? Есть некоторое условие, и нужно найти что-то, что этому условию удовлетворяет, так? Но иногда можно не заметить, что в процессе рассуждений мы начинаем уточнять условие исходной задачи, и тогда полученный ответ перестаёт быть "единственно правильным", а становится лишь одним из возможных. На примере простых задач из вариантов наших вступительных экзаменов (например, вторые задачи отсюда и отсюда) мы увидим, как, в зависимости от того, какое содержание вложено в обычные школьные понятия, одна и та же задача может иметь разные, взаимоисключающие ответы, но при этом все они при аккуратном обосновании будут верными. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
16 сентября | Крайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ в III потоке Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022. |
18 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Словарик алгоритмического программирования | Информатика Что такое императивное или алгоритмическое программирование, какие понятия и конструкции в нём вводятся, как грамотно их использовать? Это лишь немногие вопросы, которые мы рассмотрим в процессе семинара. Приглашаем к участию в семинаре как тех, кто уже некоторое время занимается программированием, так и тех, кому некоторые слова в этой аннотации пока неизвестны. Ведь если область информационных технологий интересна, то всё равно надо с чего-то начинать :) Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина |
19-25 сентября | Третий поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в зимнем наборе. |
26 сентября, 19:00 | Организационное собрание для учащихся 11 класса ФМШ, посвящённое началу нового учебного года Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем одиннадцатиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 11 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
27 сентября, 19:00 | Организационное собрание для учащихся 9-10 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем девятиклассникам и десятиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 9 или 10 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
28 сентября, 19:00 | Организационное собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем семиклассникам и восьмиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ОКТЯБРЬ 2022 ГОДА | |
1 октября | Первый учебный день осеннего семестра 2022/23 учебного года |
16 октября, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
30 октября, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Открываем новую серию семинаров, на которых будут обсуждаться любые вопросы по физике, интересующие участников. Для затравки на первом семинаре, возможно, обсудим также тему семинара по физике прошлого месяца (тогда мы многого не успели). Всего в осеннем семестре семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
НОЯБРЬ 2022 ГОДА | |
13 ноября, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 ноября, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Онлайн-банкинг: возможности и ограничения | Финансовая и юридическая грамотность На семинаре мы поговорим о том, как можно управлять собственными финансами с помощью систем дистанционного банковского обслуживания. Узнаем, какие существуют способы перевода денежных средств, чем они отличаются друг от друга, в каких случаях удобнее использовать одни, а в каких другие. Посмотрим, какую ещё информацию возможно получить дистанционно, прямо или косвенно связанную с финансами. Сравним функционал браузерных версий и мобильных приложений различных банков и увидим, что некоторые банки встраивают в них дополнительные интересные блоки и даже игры. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
27 ноября, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Очередной семинар данной серии в осеннем семестре. Всего семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
29 ноября, 19:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
ДЕКАБРЬ 2022 ГОДА | |
10 декабря | Крайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ в рамках зимнего набора Подробная информация о зимнем наборе представлена в новости на нашем сайте от 27.11.2022. |
11 декабря, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
13 декабря | Крайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ в рамках зимнего набора Подробная информация о зимнем наборе представлена в новости на нашем сайте от 27.11.2022. |
16-20 декабря | Вступительные испытания ФМШ: обсуждение задач на семинарах В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в следующем наборе. |
23 декабря | Последний учебный день осеннего семестра 2022/23 учебного года |
25 декабря, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Очередной семинар данной серии в осеннем семестре. Всего семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
26 декабря, 20:00 | Собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра и обучению во II семестре 2022/23 учебного года Параметры подключения к семинару направлены в рассылке всем семи- и восьмиклассникам 23 декабря. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
27 декабря, 19:00 | Собрание для учащихся 9-11 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра и обучению во II семестре 2022/23 учебного года Параметры подключения к семинару направлены в рассылке всем девяти-, десяти- и одиннадцатиклассникам 23 декабря. Если Вы учитесь у нас в 9, 10 или 11 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ЯНВАРЬ 2023 ГОДА | |
4 января, 15:30 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
9 января | Первый учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года |
15 января, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
29 января, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
ФЕВРАЛЬ 2023 ГОДА | |
12 февраля, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
26 февраля, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
МАРТ 2023 ГОДА | |
12 марта, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
26 марта, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
АПРЕЛЬ 2023 ГОДА | |
16 апреля, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
29 апреля | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 11 класса |
30 апреля, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
МАЙ 2023 ГОДА | |
14 мая, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 мая | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 9 класса |
22 мая, 19:00 | Собрание для учащихся 9 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем девятиклассникам 19 мая. Если Вы учитесь у нас в 9 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
27 мая | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 7, 8 и 10 классов |
28 мая, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
ИЮНЬ 2023 ГОДА | |
1 июня, 20:00 | Собрание для учащихся 10 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем десятиклассникам 24 мая. Если Вы учитесь у нас в 10 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
2 июня, 19:00 | Собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем семи- и восьмиклассникам 24 мая. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
4 июня, 19:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
9 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Разбираемся с графиками | Математика Если в школе просят построить "график", то часто подразумевается "график функции". Однако понятие графика вовсе не привязано к функции. На семинаре мы подумаем о том, как можно определить независимое от функции понятие графика, для каких конструкций оно может быть применимо и как такие графики выглядят. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
15 июня, 17:00 | Первый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика В серии из шести летних семинаров рассмотрим следующие темы (в соответствии с пожеланиями участников семинаров): 1. Ёмкость, конденсатор. 2. Сопротивление, резистор. 3. Управляемый контакт, выключатель. 4. Интеллектуальный размыкатель, предохранитель. 5. Управление током, электронная лампа. 6. Индуктивность и переменность. Без любого из упомянутых объектов не было бы ни радио, ни телевидения, ни компьютеров. Мы разберемся, зачем эти компоненты нужны, какова физика их работы, какие у них проблемы. Ну и, разумеется, рассмотрим школьные задачи, где они упоминаются. Для получения очень предварительного и очень примерного впечатления иожно прочитать статью "Проблемы конденсатора" (хотя это и не обязательно). Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
21 июня, 16:00 | Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п. Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина |
24 июня, 16:00 | Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Какие бывают системы координат? | Математика Как правило, школьники имеют дело только с декартовой системой координат. Но ведь это лишь одна из возможных систем. Задумывались ли вы, как может выглядеть, скажем, прямая? А ведь в зависимости от того, в какой системе координат мы её строим, она выглядит очень по-разному. И наоборот, график какого-то другого объекта может изображаться так, как мы привыкли видеть прямую. Всё зависит только от того, какую систему координат мы захотим выбрать! Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
27 июня, 17:00 | Второй семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Новая встреча продолжает семинар от 15 июня. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
ИЮЛЬ 2023 ГОДА | |
4 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Всё начинается с точки? | Математика Какая геометрическая фигура является самой простой? Возможно, вы ответите, что это точка? А, может быть, точка для вас не является геометрической фигурой? Тогда что такое точка? Эти вопросы совсем не так просты, как кажется. На семинаре мы их подробно обсудим и попробуем понять, действительно ли всю геометрию можно вывести из точки или даже бесконечного количества точек может для этого не хватить. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
8 июля, 16:00 | Третий семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжение серии семинаров от 15 и 27 июня. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
10 июля, 19:00 | Интерактивная лекция для учащихся 9-11 классов на тему: Жизненный цикл разработки программного обеспечения | Информатика На лекции будет подробно рассказано о том, какие специалисты участвуют в процессе создания современной компьютерной программы/системы или мобильного приложения, и какую часть в нём занимает непосредственно программирование (спойлер: не самую большую). Отдельно остановимся на том, какое образование может быть предпочтительным для каждого участника процесса. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе. Лектор: Екатерина Юрьевна Скобелева |
14 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Какие бывают системы координат? | Математика Как правило, школьники имеют дело только с декартовой системой координат. Но ведь это лишь одна из возможных систем. Задумывались ли вы, как может выглядеть, скажем, прямая? А ведь в зависимости от того, в какой системе координат мы её строим, она выглядит очень по-разному. И наоборот, график какого-то другого объекта может изображаться так, как мы привыкли видеть прямую. Всё зависит только от того, какую систему координат мы захотим выбрать! Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
18 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Как считает компьютер? | Информатика Скорее всего, вы слышали о том, что компьютер считает не совсем так, как учат считать людей. Кроме того, разные компьютеры могут считать по-разному, и даже по-разному работать с разными видами чисел. Возможно, вы знакомились с двоичной и другими системами счисления, но можете не знать, что, например, троичные системы тоже могут быть разными, и как раз троичным компьютерам удобнее работать не с той троичной системой, о которой обычно рассказывают в школе. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 июля, 17:00 | Четвёртый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня и 8 июля. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
26 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Системы координат с центром в точке бесконечность | Математика Попробуйте спросить ваших знакомых: какое значение находится в центре системы координат? Наверняка многие ответят: конечно же, ноль. Что из этого следует? То, что мы видим лишь происходящее недалеко от нуля. А про "хвосты" графиков туманно говорится, что они "уходят в бесконечность". Но если нам интересно, что с этими "хвостами" происходит именно в бесконечности? Нельзя ли сделать так, чтобы в центре системы координат вместо нуля была бесконечность? Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
АВГУСТ 2023 ГОДА | |
2 августа, 16:00 | Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п. Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина |
5 августа, 16:00 | Пятый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня и 8, 20 июля. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
8 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Поговорим об отношениях... и о пропорциях | Математика Обсудим задачи, которые волновали древних, и те, которые приходится решать современным школьникам. Ответим на следующие вопросы: (1) Где спряталась величина и почему греки видели разницу между числами и величинами, а мы почти уже нет? (2) Откуда берутся формулы и что такое пропорция? (3) Каково значение задачи о среднем геометрическом и как её формулировали древние греки? (4) Может ли задача иметь два противоречивых ответа при двух логически верных рассуждениях? (5) Что такое метод исчерпывания, как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход? Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин |
11 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Системы счисления, о которых не расскажут в школе | Математика, информатика Начнём с задачки, которую можно решить на основе школьного материала: В каких системах счисления может быть записано трёхразрядное число , если оно равно 2023? Но и в этой задачке – если выйти за рамки школы – решений окажется гораздо больше. Ведь даже двоичные, троичные и прочие системы счисления, которые упоминаются на школьных уроках информатики, на самом деле существуют разные, а есть ещё системы с отрицательными, действительными и даже комплексными основаниями (но о последних мы пока говорить не будем :) Некоторые из них используются и в компьютерных вычислениях – это мы обязательно обсудим на занятии. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
14 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Системы координат, в которых графики можно увидеть "целиком" | Математика Возможно, вы когда-то грустили о том, что некоторые графики на координатной плоскости нельзя увидеть полностью. Окружность, например, можно, а прямую или параболу нельзя. Или всё-таки можно? На семинаре мы рассмотрим системы координат, в которых все части даже формально бесконечных объектов будут хорошо видны. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
17 августа, 17:00 | Шестой семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня, 8, 20 июля и 5 августа. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
23 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: Фигурные числа | Математика Несмотря на то, что обычно с 7-го класса школьная математика разделяется на алгебру и геометрию, есть много разделов математики, которые их сочетают. Один из них изучает фигурные числа, которые рассматривались ещё в античной математике. Диофант Александрийский, живший ориентировочно в III в. до н.э. и которого иногда называют древнегреческим "отцом алгебры", даже написал большое исследование "О многоугольных числах" – частном случае чисел фигурных. На семинаре мы познакомимся с несколькими видами фигурных чисел (например, треугольными, квадратными, пирамидальными) и узнаем, как они могут нам помочь в решении современных задач. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
26 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Поговорим об отношениях... и о пропорциях (продолжение) | Математика Вторая часть семинара от 8 августа. Ответим на вопросы, которые не успели рассмотреть в первый день: (3) Каково значение задачи о среднем геометрическом и как её формулировали древние греки? (4) Может ли задача иметь два противоречивых ответа при двух логически верных рассуждениях? (5) Что такое метод исчерпывания, как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход? Приглашаем на семинар также тех, кто не был 8 августа. При необходимости нужные фрагменты семинара 8 августа повторим. Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин |
СЕНТЯБРЬ 2023 ГОДА | |
3 сентября, 17:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
4 сентября, 18:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Математическая задача и её решение | Математика На семинаре мы подумаем над тем, как можно было бы определить математическую задачу, в чём её специфика, какова её структура, что имеется в виду, когда говорится о решении задачи. Поймём отличие решения задачи как процесса от решения как результата, рассмотрим, что представляет из себя решение в каждом из этих случаев. И удивимся, что немало задач из школьного курса математики на самом деле не являются математическими задачами. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
7 сентября, 18:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Ёмкость, конденсатор | Физика Для всех, кто не смог принять участие в июньских семинарах по физике, в сентябре мы проводим их повторно. Но, конечно, будем рады и тем, кто был на прошлых семинарах – вдруг у кого-то возникнут новые вопросы, которые захочется обсудить? Ознакомиться подробнее с идеей летней серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
12 сентября, 18:00 | Интерактивная лекция для учащихся 8-10 классов на тему: Такая разная бесконечность | Математика Знакомство с понятием бесконечности на примере задачи/парадокса "Гранд-отель" Гильберта. На занятии мы постараемся разобраться в следующих вопросах: – Что такое бесконечность? – Какие бывают бесконечности? (да, они бывают разные :) – Можно ли сравнивать бесконечности? – Что может быть больше бесконечности? Ведущая занятия: Анастасия Николаевна Зологина |
15 сентября, 18:00 | Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Посадка на Луну | Информатика В истории компьютерных игр заслуженное место занимает игра Посадка на Луну (Lunar Landing Game), написанная в 1969 году 16-летним школьником Джимом Сторером (Jim Storer), вдохновлённым успешным прилунением посадочного модуля корабля Аполлон-11. Теперь уже профессор факультета компьютерных наук (Computer Science Department) Брандейского университета (Brandeis University), он разместил на своей страничке исходный текст написанной тогда программы. На занятии мы сначала разберёмся с алгоритмом, который лежит в её основе, а затем попробуем написать собственную версию игры. Те же, кто захотят узнать, как работал настоящий бортовой компьютер Аполлона-11, могут почитать статью инженера Дона Эйлса (Don Eyles), участвовавшего в этом проекте. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 сентября, 18:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Сопротивление, резистор | Физика Для всех, кто не смог принять участие в июньских семинарах по физике, в сентябре мы проводим их повторно. Но, конечно, будем рады и тем, кто был на прошлых семинарах – вдруг у кого-то возникнут новые вопросы, которые захочется обсудить? Ознакомиться подробнее с идеей летней серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
23 сентября, 17:30 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Корни с чередованием: заглянем в историю орфограммы | Русский язык Если посмотреть в оригиналы старинных текстов, увидим, что многие привычные нам орфограммы не работали, в том числе идея приводить однокоренные слова к единообразному виду появилась далеко не сразу. В летописях может встречаться "мОнастырь" и "мАнастырь" в одном тексте. Постепенно правописание стало приводиться к знакомому виду, однако т.н. "корни с чередованиями" выпали из этого процесса: все корни унифицированы по своей сильной позиции, а корни с чередованиями – кто зависит от ударения, кто от значения слова, кто от последующего суффикса... Выглядит каким-то бардаком и ерундой. На семинаре мы посмотрим, какие языковые процессы и закономерности "спрятаны" в этой орфограмме и почему так получилось, что эти корни выпали из общего правила. Ведущая семинара: Людмила Валерьевна Дворкина |
29 сентября, 19:00 | Организационное собрание для учащихся ФМШ FMSH.RU, посвящённое началу нового учебного года Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке по электронной почте не позже 27 сентября всем учащимся ФМШ. Если Вы учитесь у нас, но в указанный срок не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ОКТЯБРЬ 2023 ГОДА | |
2 октября | Первый учебный день осеннего семестра 2023/24 учебного года |
15 октября, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
20 октября, 17:30 | Интерактивная лекция для для учащихся 8-11 классов на тему: Физическая химия – союз двух наук на благо человечества | Химия Как писал прославленный советский и российский физико-химик академик РАН А.Л.Бучаченко: «Химия – это музыка природы». Красочная симфония химии, с которой мы начинаем знакомиться ещё с детства, на самом деле основана на строгой и чёткой партитуре, сочетающей надёжный физический фундамент и математический аппарат. На лекции легко и доходчиво будет рассказано о том, что такое современная химия и как химические соединения и процессы можно описать с помощью физических законов. Отдельно остановимся на решённых в химии вопросах и поговорим об актуальных проблемах, которые учёные ещё только пытаются решить для удовлетворения нужд человека и общества в целом. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе. Ведущий занятия: Игорь Юрьевич Каплин, к.х.н. |
29 октября, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
НОЯБРЬ 2023 ГОДА | |
12 ноября, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
26 ноября, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
ДЕКАБРЬ 2023 ГОДА | |
10 декабря, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
23 декабря | Последний учебный день осеннего семестра 2023/24 учебного года |
24 декабря, 16:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
25 декабря, 19:30 | Собрание для учащихся ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра 2023/24 учебного года Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке не позже 22 декабря. Если Вы учитесь у нас, но не получили данного письма в указанный срок, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
30 декабря, 17:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
ЯНВАРЬ 2024 ГОДА | |
10 января | Первый учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года |
14 января, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
ФЕВРАЛЬ 2024 ГОДА | |
11 февраля, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
МАРТ 2024 ГОДА | |
10 марта, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
АПРЕЛЬ 2024 ГОДА | |
14 апреля, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
30 апреля | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 11 класса |
МАЙ 2024 ГОДА | |
12 мая, 16:00 | Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
14 мая | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 9 класса |
28 мая | Последний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 7, 8 и 10 классов |
29 мая, 19:30 | Собрание для учащихся ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2023/24 учебного года Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке не позже 25 мая. Если Вы учитесь у нас, но не получили данного письма в указанный срок, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ИЮНЬ 2024 ГОДА | |
1 июня, 17:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
4 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: Дроби обыкновенные и... необыкновенные | Математика Как ни странно, в школе нередко путают понятия числа и дроби. В результате возникают загадочные "смешанные числа", которые связаны исключительно с обыкновенными дробями. Или некоторые школьники начинают удивляться, осознавая, что одно и то же число может быть записано с помощью различных дробей, причём иногда количество этих дробей конечно, а иногда бесконечно. На занятии мы аккуратно разведём эти два понятия, а заодно рассмотрим несколько интересных свойств дробей, которые помогут лучше прочувствовать, что такое дробь в классической арифметике. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
9 июня, 12:00 | Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п. Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина |
14 июня, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика На первой встрече обсудим следующие вопросы: – Физика как наука и физика как школьный предмет: что у них общего и в чём различия – Цель физики как науки и цель школьного предмета: совпадения и отличия – Законы физики и законы в школьном курсе физики: одно и то же или нет – Физические задачи и задачи по физике: что у них общего и в чём различия – Школьные упрощения: нарушают ли они связность курса физики? Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
20 июня, 17:00 | Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Проценты, промилле, пермириады и так далее | Математика Наверняка все школьники, начиная с 7-8 класса, знают, что такое процент. Про промилле слышал уже не каждый. А ведь эти два понятия – лишь начало цепочки, которую можно продолжать бесконечно. Каждое следующее понятие оказывается полезным тогда, когда рассматриваемые величины всё больше отличаются друг от друга. При этом предметные области, в которых такие величины возникают, могут быть самыми разными, например: физика, химия, экономика. На занятии мы поговорим о том, как возникают названия таких понятий и рассмотрим ситуации, в которых приведённые понятия удобно использовать. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
26 июня, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика На второй встрече поговорим об ограничениях некоторых классических моделей, причём эти модели есть и в большой физике, и в школьной. Например, радиоактивный распад, распределение молекул газа по энергиям, непрерывность материи и заряда, закон Гука, уравнение Фурье, заряд на поверхности проводника. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
ИЮЛЬ 2024 ГОДА | |
4 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Какую геометрию мы изучаем в школе? | Математика Возможно, вопрос в заголовке семинара покажется странным: что значит "какую"? Разве есть разные геометрии? Действительно, геометрии могут быть очень разными, и школьная только одна из многих. Но что это за геометрия? Как и почему она появилась? Почему только эту и именно эту геометрию изучают в школе, часто даже не упоминая другие? Наверное, кто-то слышал, что школьную геометрию иногда называют евклидовой. Кто же такой Евклид и насколько то, что изучается в школе, может иметь к нему отношение? Попробуем узнать у самого Евклида? Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
12 июля, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика На третьей встрече кратко повторим то, что обсудили в предыдущие два раза, и пойдём дальше. Посмотрим, как школьные упрощения позволяют решить задачу, и разберёмся, в каких случаях ответ остаётся правильным, а в каких он становится совершенно неправильным. Вспомним, когда при применении упрощений возникают противоречия. Рассмотрим несколько примеров школьных упрощений и их роль при решении задач. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
18 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Вычисляем число π | Информатика На занятии кратко остановимся на том, что такое число π, и почему это не то же самое, что 22/7 или даже 355/113. Никакой даже самый мощный компьютер никогда не сможет вычислить, чему равно это число! Но кое-что, имеющее отношение к числу π, мы всё-таки вычислим. Программы будем писать на языке Паскаль, но если раньше вы не занимались программированием - не страшно. Главное - разобраться с тем, какие алгоритмы эти программы реализуют, а для этого во многих случаях окажется достаточно школьного материала. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
24 июля, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика На четвертой встрече обсудим «школьный язык», то есть обычные формулировки, указывающие на необходимость применения тех или иных законов, или на то, что мы можем не учитывать какой-либо параметр. Причем неучёт этого параметра в некоторых случаях делает решение более простым, а в некоторых только благодаря этому неучёту становится возможным решить задачу. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
30 июля, 17:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Прикосновения Лобачевского или Евклид upside-down | Математика Многие слышали о Николае Ивановиче Лобачевском как об авторе одной из неевклидовых геометрий. Но в начале XIX века мысли о существовании такой геометрии независимо друг от друга возникали в головах совершенно разных математиков, и чуть раньше или чуть позже она бы всё равно появилась. Поэтому, возможно, гораздо более важными являются идеи Лобачевского, связанные с полным переструктурированием геометрии Евклида, которые, в том числе, привели к появлению его версии новой геометрии. На занятии мы обратимся к оригинальным текстам Лобачевского и попробуем разобраться, что ему так не нравилось в устройстве евклидовой геометрии, и как именно он предложил его изменить. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
АВГУСТ 2024 ГОДА | |
8 августа, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика Августовские занятия посвящены физике, которая нас окружает. Рассмотрим физику и технику осветительных ламп и вообще роль света в нашей жизни, проблемы теплообмена и теплоизоляции, проблемы атмосферного давления и отсутствия атмосферы, то есть вакуума, обратим внимание на выключатели и предохранители. Главное, на чем сосредоточим внимание – это важная и большая роль школьной физики в окружающем нас мире и границы между школьной и совершенно не школьной физикой. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
13 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Последовательности, пределы и скорость стремления к бесконечности | Математика На занятии введём понятие последовательности, подумаем, как можно определить её график. Разберем определение предела последовательности и его некоторые простые свойства. Решим задачи, которые помогут понять, как сравнивать скорости сходимости различных последовательностей. Приведём пример таблицы последовательностей, которые имеют «эталонные» скорости сходимости. Ведущий семинара: Николай Николаевич Дмитриев, учащийся ФМШ 2018-2021, студент III курса Губкинского университета |
19 августа, 17:00 | Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика Продолжение разговора о физике, которая нас окружает, начатого на семинаре 8 августа. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
28 августа, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Загадки календаря | Информатика Как вы думаете, какой год предшествовал 1700-му? 1699-й? Не совсем. А почему февраль одного из годов прошлого века состоял всего из 15 дней? Возможно, вы слышали про "старый стиль" и "новый стиль". Но известно ли вам, что количество дней между ними постепенно увеличивается? Об этом и многом другом поговорим в процессе семинара, а заодно напишем программу, которая вычисляет что-нибудь интересное. Например, каким днём недели была та или иная дата или через сколько дней наступит XXII век. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
СЕНТЯБРЬ 2024 ГОДА | |
1 сентября, 17:00 | Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU |
8 сентября, 12:00 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Вычисление площади криволинейной трапеции | Информатика Что такое криволинейная трапеция? Почему ей посвящён отдельный семинар? С одной стороны, это действительно важный геометрический объект, который рассматривается в связи с одним из основных понятий математического анализа – определённым интегралом. С другой стороны, на примере вычисления площади данного объекта удобно проиллюстрировать сравнение эффективности различных алгоритмов вычислений, о чём говорилось и на одном из предыдущих семинаров по информатике. В процессе занятия мы напишем несколько небольших программ на языках Паскаль и Пайтон и заодно обсудим, какие языки и почему удобно использовать для решения даннной задачи. Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина |
11 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 6-8 классов на тему: Мир арифметики | Математика Сейчас в школах нет предмета с названием Арифметика, хотя многое из того, о чём говорится на уроках математики в 1-5 классах, относится именно к ней. Арифметика – вполне самостоятельный раздел математики, поэтому очень полезно разобраться, какая её часть уже изучена, а также что, как и почему можно использовать при решении арифметических задач. Для затравки попробуйте подумать над словосочетанием "p делится на q". Что оно означает? Точно ли в нём есть всё для однозначного понимания? А если нет, то чем его стоило бы дополнить? Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
15 сентября, 12:00 | Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика Новое занятие из серии семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). Если вам хотелось бы разобраться в чём-то, относящемся к физике, но раньше не было возможности это сделать, семинары данной серии – отличная возможность обсудить имеющиеся вопросы. Но даже если сразу никакие мысли не приходят в голову – всё равно подключайтесь. Возможно, они начнут появляться в процессе семинара. Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази |
19 сентября, 17:00 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Шифрование для начинающих | Информатика Что такое шифр? Как можно зашифровывать и расшифровывать сообщения? Какие существуют алгоритмы шифрования? Можно ли расшифровать зашифрованное сообщение, если не знаешь ключа? На примере простых шифров мы познакомимся с некоторыми понятиями криптографии и обсудим приведённые вопросы, а затем напишем программу, иллюстрирующую основные этапы процесса шифрования. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
22 сентября, 12:00 | Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Геометрические неравенства | Математика Геометрические неравенства – это неравенства, связанные с некоторыми характеристиками геометрических фигур. На занятии мы рассмотрим утверждения, необходимые для решения задач с использованием неравенств данного вида и порешаем такие задачи. Ведущий семинара: Денис Олегович Илюхин |
28 сентября, 19:00 | Организационное собрание для учащихся ФМШ FMSH.RU, посвящённое началу нового учебного года Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке по электронной почте не позже 25 сентября всем учащимся ФМШ. Если Вы учитесь у нас, но в указанный срок не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ФМШ закладывает фундамент успешного профессионального будущего!