ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

АРХИВ СОБЫТИЙ ФМШ

2022 ГОД
ИЮНЬ
Пн61327
Вт71421
Ср1829
Чт21623
Пт31024
Сб 18
Вс  5121926
ИЮЛЬ
Пн4
Вт26
Ср6
Чт728
Пт1829
Сб2
Вс  31031
АВГУСТ
Пн182229
Вт930
Ср32431
Чт425
Пт1226
Сб627
Вс  714
СЕНТЯБРЬ
Пн512
Вт
Ср7
Чт181529
Пт2930
Сб17
Вс  411
ОКТЯБРЬ
Пн310172431
Вт4111825
Ср5121926
Чт6132027
Пт7142128
Сб
1
8152229
Вс  29
16
23
30

Для участия в любом из мероприятий, указанных ниже, необходимо перейти по ссылке в первой строке его описания, и на открывшейся странице указать адрес электронной почты (один из адресов), который вы указывали при регистрации на нашем сайте. На этот адрес будут отправлены детали подключения к выбранному мероприятию.
Если ранее на нашем сайте вы не регистрировались, то сначала нужно зарегистрироваться здесь, а затем воспользоваться инструкцией из предыдущего абзаца.


ИЮНЬ 2022 ГОДА
4 июня, 16:00День открытых дверей ФМШ FMSH.RU
9 июня, 16:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Память компьютера и единицы её измерения | Информатика
Что первым приходит вам на ум, когда кто-то говорит о компьютерной памяти? А ведь в любом компьютере есть сразу несколько принципиально различных видов памяти, каждый из которых предназначен для хранения строго определённых данных. Начав с разговора об этих видах памяти, мы перейдём к тому, в каких единицах память измеряется, и некоторые участники встречи, возможно, с удивлением узнают, что в 1 килобайте, оказывается, не 1024 байта.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
11 июня, 17:00Первый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
На каждом из двух семинаров будет разобрано по две задачи из списка (в соответствии с пожеланиями участников семинара):
1. При каких условиях стоит или не стоит лестница, прислоненная к стене: статья
2. Можно ли создать материал легче воздуха, и полететь на нем в космос: стр. 23
3. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43
4. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
5. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42
6. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33
На их примере мы увидим, как простая школьная задача превращается понемногу сначала в не школьную, потом серьезную, потом не решенную, и не имеющую решения, и даже возникнет вопрос: возможно ли такое в физике? Что и как можно и нужно делать с задачей, чтобы получить удовольствие от общения с задачей и физикой? Поскольку частично будет использоваться уже имеющийся материал, вы заодно сможете оценить, готовы ли самостоятельно читать журнал «Квант», из которого взяты указанные выше статьи, и радоваться пониманию прочитанного.

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
15 июня, 17:30Интерактивная лекция для учащихся 9-11 классов на тему: Жизненный цикл разработки программного обеспечения | Информатика
На лекции будет подробно рассказано о том, какие специалисты участвуют в процессе создания современной компьютерной программы/системы или мобильного приложения, и какую часть в нём занимает непосредственно программирование (спойлер: не самую большую). Отдельно остановимся на том, какое образование может быть предпочтительным для каждого участника процесса. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе.
Лектор: Екатерина Юрьевна Скобелева
17 июня, 17:00Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: С чего начинается математика? | Математика
В процессе занятия мы поговорим о том, как связаны между собой разные части математического материала, который изучается на уроках математики. Действительно ли каждая новая тема следует из предыдущей, и что означает сам термин следует. Можно ли всё, что известно в математике, свести к единому началу, и если да, то каким будет это начало?
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 июня, 17:00Лекция-семинар для учащихся 8-9 классов на тему: От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики | Математика
На небольшой лекции, плавно переходящей в семинар, обсудим: (1) кто такой Евдокс Книдский и почему пифагорейцы имеют отношение к математике, а евдоксианцы нет? (2) как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход? (3) зачем нужны аликвотные дроби и как получаются цепные?
Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам.

Ведущий занятия: Владимир Витальевич Дворкин
22 июня, 16:00Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика
На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п.
Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина
25 июня, 17:00Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика
Как правило, при решении школьных задач ограничиваются множеством действительных чисел. Иногда изучают числа компле́ксные. А есть ли какие-нибудь числа после них? Если да, то как они появляются и сколько их существует? На занятии мы узнаем, что квадрат числа i может быть не равен -1, познакомимся с числами, которые возникают в этом случае, и разберёмся, почему традиционные названия чисел, идущих после компле́ксных, являются не вполне корректными.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
28 июня, 17:00Второй семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 11 июня
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
30 июня, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Низкоуровневое программирование и языки ассемблера | Информатика
На семинаре мы поговорим о языках программирования с точки зрения их близости к аппаратному обеспечению компьютера. Разберёмся с тем, что такое языки ассемблера, чем они отличаются друг от друга, и в каких случаях их стоит использовать. Узнаем о том, как связаны языки низкого уровня с языками высокого уровня и как обеспечивается переносимость программного обеспечения между компьютерами с различным "железом".
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
ИЮЛЬ 2022 ГОДА
5 июля, 17:00Третий семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Июльские занятия продолжают серию семинаров прошлого месяца. Как и раньше, будем разбирать по одной-две задачи из постепенно сокращающегося списка (в соответствии с пожеланиями участников семинаров):
1. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43
2. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
3. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42
4. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
9 июля, 17:00Семинар для учащихся 8-9 классов на тему: Теория отношений в древнегреческой математике | Математика
Семинар продолжает разговор, который мы начали на лекции-семинаре "От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики", однако он может быть интересен и тем, кого не было 20 июня. Обсудим некоторые идеи, сформулированные в пятой книге "Начал" Евклида, авторство которых приписывают Евдоксу Книдскому, а также поговорим о греческой бесконечности и цепных дробях. Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам.
Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин
11 июля, 16:00Организационный семинар для участников I потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы подробно обсудим процесс поступления в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
12-17 июляПервый поток вступительных испытаний ФМШ: решение задач
Поступающие пробуют решать предложенные задачи и обмениваются идеями решений с преподавателями. Подробная информация об этом этапе представлена в новости на нашем сайте от 29.06.2022.
18-24 июляПервый поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, обсуждавшие на прошлой неделе решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению во втором потоке.
25 июля, 17:00Четвёртый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 5 июля
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
27 июля, 17:00Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика
Риквел одноимённого семинара от 25 июня. Поскольку в прошлый раз основную часть встречи заняли предварительные обсуждения, необходимые для погружения в тему, теперь мы попробуем на их основе разобраться с материалом, вынесенным в заголовок. Однако первые полчаса (ориентировочно) посвятим краткому изложению того, что не торопясь обсуждали в прошлый раз, поэтому приглашаем на семинар и новых участников. Все моменты, важные для понимания обсуждаемой темы, мы обязательно проговорим. Наверняка это будет полезно и для участников прошлого семинара – за месяц многое может забыться.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
30 июля, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Личные финансы школьника: изучаем доступные инструменты | Финансовая и юридическая грамотность
Знаете ли вы, что с 14 лет можно самостоятельно открывать счета, вклады и "взрослые" банковские карты? Главное при этом – обладать детальной информацией как о потенциальных возможностях, так и о сложностях, с которыми есть риск столкнуться. На занятии обсудим, какие финансовые инструменты могут использовать школьники, как эти инструменты работают, какую информацию при деловом взаимодействии предоставлять безопасно, а что должно оставаться конфиденциальным. Поскольку в рамках одного занятия невозможно обсудить все особенности существующих финансовых продуктов, в первую очередь поговорим о том, что будет интересно участникам семинара. Если в целом данное направление окажется актуальным, занятие может стать началом блока семинаров по вопросам, которые мы не успеем рассмотреть в рамках проведённой встречи.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
АВГУСТ 2022 ГОДА
2 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Планета Информатика | Информатика
Что такое информатика? Как в русском языке появилось это слово, и что оно обозначает. Какие дисциплины включает в себя информатика как наука. Что изучают в школьном курсе информатики и зачем это нужно. Поговорим о словах и терминах, являющихся «спутниками» слова информатика, которые мы вспомним коллективно силами участников семинара. Как соотносятся информатика и программирование. Нужно ли учиться программированию, и какие инструменты для этого понадобятся.
Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина
5 августа, 16:00Организационный семинар для участников II потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошёл предыдущий, июльский, поток, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
10 августа, 17:00Пятый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Аагустовские занятия завершают летнюю серию семинаров, начатую 11 июня. На них разберём оставшиеся две задачи из первоначального списка:
1. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
2. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
11 августаКрайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ во II потоке
Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022.
13 августаКрайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ во II потоке
Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022.
15-21 августаВторой поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в третьем потоке.
23 августа, 17:00Шестой семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 10 августа
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
28 августа, 16:00День открытых дверей ФМШ FMSH.RU
 
СЕНТЯБРЬ 2022 ГОДА
3 сентября, 18:00Организационный семинар для участников III потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошли предыдущие, июльский и августовский, потоки, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
6 сентября, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный | Физика
В летней серии семинаров по физике мы не успели рассмотреть одну задачу, и теперь её название вынесено в заголовок семинара. Предварительно подготовиться к обсуждению можно, прочитав статью в журнале "Квант": стр. 5.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
10 сентября, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Некоторые загадки словообразования | Русский язык
Мы поговорим о том, одинаково ли устроены пары слов «дерево» – «деревянный» и «золото» – «золотой» и чем похожи с точки зрения словообразования слова «бег», «зелень» и «супруга», подумаем, может ли суффикс быть нулевым, обсудим, все ли так просто с морфемой «ТЬ» в начальной форме глагола. А главное – как искать аргументы и основания для разбора слова по составу.
Ведущая семинара: Людмила Валерьевна Дворкина
13 сентябряКрайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ в III потоке
Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022.
14 сентября, 17:00Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Задачи с условием, неявно изменяющимся в процессе решения | Математика
Как мы обычно воспринимаем задачу, например, математическую? Есть некоторое условие, и нужно найти что-то, что этому условию удовлетворяет, так? Но иногда можно не заметить, что в процессе рассуждений мы начинаем уточнять условие исходной задачи, и тогда полученный ответ перестаёт быть "единственно правильным", а становится лишь одним из возможных. На примере простых задач из вариантов наших вступительных экзаменов (например, вторые задачи отсюда и отсюда) мы увидим, как, в зависимости от того, какое содержание вложено в обычные школьные понятия, одна и та же задача может иметь разные, взаимоисключающие ответы, но при этом все они при аккуратном обосновании будут верными.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
16 сентябряКрайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ в III потоке
Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022.
18 сентября, 17:00Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Словарик алгоритмического программирования | Информатика
Что такое императивное или алгоритмическое программирование, какие понятия и конструкции в нём вводятся, как грамотно их использовать? Это лишь немногие вопросы, которые мы рассмотрим в процессе семинара. Приглашаем к участию в семинаре как тех, кто уже некоторое время занимается программированием, так и тех, кому некоторые слова в этой аннотации пока неизвестны. Ведь если область информационных технологий интересна, то всё равно надо с чего-то начинать :)
Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина
19-25 сентябряТретий поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в зимнем наборе.
26 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 11 класса ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем одиннадцатиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 11 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected], и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
27 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 9-10 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем девятиклассникам и десятиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 9 или 10 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected], и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
28 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем семиклассникам и восьмиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected], и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
 
ОКТЯБРЬ 2022 ГОДА
1 октябряПервый учебный день осеннего семестра 2022/23 учебного года
16 октября, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
30 октября, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Открываем новую серию семинаров, на которых будут обсуждаться любые вопросы по физике, интересующие участников. Для затравки на первом семинаре, возможно, обсудим также тему семинара по физике прошлого месяца (тогда мы многого не успели). Всего в осеннем семестре семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 


ФМШ закладывает фундамент успешного профессионального будущего!