ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

АРХИВ СОБЫТИЙ ФМШ

2024 ГОД
ИЮЛЬ
Пн18152229
Вт291623
Ср3101731
Чт1125
Пт51926
Сб6132027
Вс  7142128
2024 ГОД
ФЕВРАЛЬ
Пн5121926
Вт6132027
Ср7142128
Чт18152229
Пт291623
Сб3101724
Вс  41825
МАРТ
Пн4111825
Вт5121926
Ср6132027
Чт7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс  3172431
АПРЕЛЬ
Пн18152229
Вт291623
Ср3101724
Чт4111825
Пт5121926
Сб6132027
Вс  72128
МАЙ
Пн6132027
Вт721
Ср181522
Чт29162330
Пт310172431
Сб4111825
Вс  51926
ИЮНЬ
Пн3101724
Вт111825
Ср51219
Чт61327
Пт72128
Сб8152229
Вс  2
  9
162330
2023 ГОД2024 ГОД
СЕНТЯБРЬ
Пн111825
Вт51926
Ср61327
Чт142128
Пт182229
Сб291630
Вс
  3
10 1724
ОКТЯБРЬ
Пн9162330
Вт310172431
Ср4111825
Чт5121926
Пт61327
Сб7142128
Вс  1  822
НОЯБРЬ
Пн6132027
Вт7142128
Ср18152229
Чт29162330
Пт3101724
Сб4111825
Вс  519
ДЕКАБРЬ
Пн41118
Вт5121926
Ср6132027
Чт7142128
Пт18152229
Сб2916
Вс  31731
ЯНВАРЬ
Пн18152229
Вт29162330
Ср3172431
Чт4111825
Пт5121926
Сб6132027
Вс  72128
2023 ГОД
АПРЕЛЬ
Пн3101724
Вт4111825
Ср5121926
Чт6132027
Пт7142128
Сб181522
Вс  2 923
МАЙ
Пн181529
Вт29162330
Ср310172431
Чт4111825
Пт5121926
Сб613
Вс  721
ИЮНЬ
Пн5121926
Вт61320
Ср71428
Чт
  1
82229
Пт
  2
  9
162330
Сб31017
Вс
  4
111825
ИЮЛЬ
Пн3172431
Вт
  4
1125
Ср51219
Чт61327
Пт72128
Сб1
  8
152229
Вс  2 9162330
АВГУСТ
Пн72128
Вт1152229
Ср
  2
91630
Чт3102431
Пт41825
Сб
  5
1219
Вс  6132027
2022 ГОД2023 ГОД
НОЯБРЬ
Пн7142128
Вт181522
Ср29162330
Чт3101724
Пт4111825
Сб5121926
Вс  6
ДЕКАБРЬ
Пн51226
Вт627
Ср7142128
Чт18152229
Пт2930
Сб3
10
2431
Вс  4
ЯНВАРЬ
Пн2162330
Вт310172431
Ср
  4
111825
Чт5121926
Пт6132027
Сб7142128
Вс  1 822
ФЕВРАЛЬ
Пн6132027
Вт7142128
Ср181522
Чт291623
Пт3101724
Сб4111825
Вс  519
МАРТ
Пн6132027
Вт7142128
Ср18152229
Чт29162330
Пт310172431
Сб4111825
Вс  519
2022 ГОД
ИЮНЬ
Пн61327
Вт71421
Ср1829
Чт21623
Пт31024
Сб 18
Вс  5121926
ИЮЛЬ
Пн4
Вт26
Ср6
Чт728
Пт1829
Сб2
Вс  31031
АВГУСТ
Пн182229
Вт930
Ср32431
Чт425
Пт1226
Сб627
Вс  714
СЕНТЯБРЬ
Пн512
Вт
Ср7
Чт181529
Пт2930
Сб17
Вс  411
ОКТЯБРЬ
Пн310172431
Вт4111825
Ср5121926
Чт6132027
Пт7142128
Сб8152229
Вс  2 923


ИЮНЬ 2022 ГОДА
4 июня, 16:00День открытых дверей ФМШ FMSH.RU
9 июня, 16:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Память компьютера и единицы её измерения | Информатика
Что первым приходит вам на ум, когда кто-то говорит о компьютерной памяти? А ведь в любом компьютере есть сразу несколько принципиально различных видов памяти, каждый из которых предназначен для хранения строго определённых данных. Начав с разговора об этих видах памяти, мы перейдём к тому, в каких единицах память измеряется, и некоторые участники встречи, возможно, с удивлением узнают, что в 1 килобайте, оказывается, не 1024 байта.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
11 июня, 17:00Первый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
На каждом из двух семинаров будет разобрано по две задачи из списка (в соответствии с пожеланиями участников семинара):
1. При каких условиях стоит или не стоит лестница, прислоненная к стене: статья
2. Можно ли создать материал легче воздуха, и полететь на нем в космос: стр. 23
3. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43
4. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
5. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42
6. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33
На их примере мы увидим, как простая школьная задача превращается понемногу сначала в не школьную, потом серьезную, потом не решенную, и не имеющую решения, и даже возникнет вопрос: возможно ли такое в физике? Что и как можно и нужно делать с задачей, чтобы получить удовольствие от общения с задачей и физикой? Поскольку частично будет использоваться уже имеющийся материал, вы заодно сможете оценить, готовы ли самостоятельно читать журнал «Квант», из которого взяты указанные выше статьи, и радоваться пониманию прочитанного.

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
15 июня, 17:30Интерактивная лекция для учащихся 9-11 классов на тему: Жизненный цикл разработки программного обеспечения | Информатика
На лекции будет подробно рассказано о том, какие специалисты участвуют в процессе создания современной компьютерной программы/системы или мобильного приложения, и какую часть в нём занимает непосредственно программирование (спойлер: не самую большую). Отдельно остановимся на том, какое образование может быть предпочтительным для каждого участника процесса. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе.
Лектор: Екатерина Юрьевна Скобелева
17 июня, 17:00Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: С чего начинается математика? | Математика
В процессе занятия мы поговорим о том, как связаны между собой разные части математического материала, который изучается на уроках математики. Действительно ли каждая новая тема следует из предыдущей, и что означает сам термин следует. Можно ли всё, что известно в математике, свести к единому началу, и если да, то каким будет это начало?
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 июня, 17:00Лекция-семинар для учащихся 8-9 классов на тему: От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики | Математика
На небольшой лекции, плавно переходящей в семинар, обсудим: (1) кто такой Евдокс Книдский и почему пифагорейцы имеют отношение к математике, а евдоксианцы нет? (2) как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход? (3) зачем нужны аликвотные дроби и как получаются цепные?
Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам.

Ведущий занятия: Владимир Витальевич Дворкин
22 июня, 16:00Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика
На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п.
Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина
25 июня, 17:00Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика
Как правило, при решении школьных задач ограничиваются множеством действительных чисел. Иногда изучают числа компле́ксные. А есть ли какие-нибудь числа после них? Если да, то как они появляются и сколько их существует? На занятии мы узнаем, что квадрат числа i может быть не равен -1, познакомимся с числами, которые возникают в этом случае, и разберёмся, почему традиционные названия чисел, идущих после компле́ксных, являются не вполне корректными.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
28 июня, 17:00Второй семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 11 июня
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
30 июня, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Низкоуровневое программирование и языки ассемблера | Информатика
На семинаре мы поговорим о языках программирования с точки зрения их близости к аппаратному обеспечению компьютера. Разберёмся с тем, что такое языки ассемблера, чем они отличаются друг от друга, и в каких случаях их стоит использовать. Узнаем о том, как связаны языки низкого уровня с языками высокого уровня и как обеспечивается переносимость программного обеспечения между компьютерами с различным "железом".
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
ИЮЛЬ 2022 ГОДА
5 июля, 17:00Третий семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Июльские занятия продолжают серию семинаров прошлого месяца. Как и раньше, будем разбирать по одной-две задачи из постепенно сокращающегося списка (в соответствии с пожеланиями участников семинаров):
1. Искажает ли картинку плоское стекло и сделанный из него иллюминатор: стр. 43
2. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
3. Защищает ли вода от испарения ртути? Одни пишут, что да, другие, что нет: стр. 42
4. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
9 июля, 17:00Семинар для учащихся 8-9 классов на тему: Теория отношений в древнегреческой математике | Математика
Семинар продолжает разговор, который мы начали на лекции-семинаре "От Фалеса до Евклида: три с половиной века греческой математики", однако он может быть интересен и тем, кого не было 20 июня. Обсудим некоторые идеи, сформулированные в пятой книге "Начал" Евклида, авторство которых приписывают Евдоксу Книдскому, а также поговорим о греческой бесконечности и цепных дробях. Попробуем рассмотреть несколько задач, в том числе, важных для всей математики, чтобы разобраться с древнегреческими представлениями о мере, и понять, почему это может быть полезно нам.
Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин
11 июля, 16:00Организационный семинар для участников I потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы подробно обсудим процесс поступления в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
12-17 июляПервый поток вступительных испытаний ФМШ: решение задач
Поступающие пробуют решать предложенные задачи и обмениваются идеями решений с преподавателями. Подробная информация об этом этапе представлена в новости на нашем сайте от 29.06.2022.
18-24 июляПервый поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, обсуждавшие на прошлой неделе решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению во втором потоке.
25 июля, 17:00Четвёртый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 5 июля
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
27 июля, 17:00Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Для чего нужна процедура Кэли-Диксона или Что там, за тригинтадуонионами? | Математика
Риквел одноимённого семинара от 25 июня. Поскольку в прошлый раз основную часть встречи заняли предварительные обсуждения, необходимые для погружения в тему, теперь мы попробуем на их основе разобраться с материалом, вынесенным в заголовок. Однако первые полчаса (ориентировочно) посвятим краткому изложению того, что не торопясь обсуждали в прошлый раз, поэтому приглашаем на семинар и новых участников. Все моменты, важные для понимания обсуждаемой темы, мы обязательно проговорим. Наверняка это будет полезно и для участников прошлого семинара – за месяц многое может забыться.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
30 июля, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Личные финансы школьника: изучаем доступные инструменты | Финансовая и юридическая грамотность
Знаете ли вы, что с 14 лет можно самостоятельно открывать счета, вклады и "взрослые" банковские карты? Главное при этом – обладать детальной информацией как о потенциальных возможностях, так и о сложностях, с которыми есть риск столкнуться. На занятии обсудим, какие финансовые инструменты могут использовать школьники, как эти инструменты работают, какую информацию при деловом взаимодействии предоставлять безопасно, а что должно оставаться конфиденциальным. Поскольку в рамках одного занятия невозможно обсудить все особенности существующих финансовых продуктов, в первую очередь поговорим о том, что будет интересно участникам семинара. Если в целом данное направление окажется актуальным, занятие может стать началом блока семинаров по вопросам, которые мы не успеем рассмотреть в рамках проведённой встречи.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
АВГУСТ 2022 ГОДА
2 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Планета Информатика | Информатика
Что такое информатика? Как в русском языке появилось это слово, и что оно обозначает. Какие дисциплины включает в себя информатика как наука. Что изучают в школьном курсе информатики и зачем это нужно. Поговорим о словах и терминах, являющихся «спутниками» слова информатика, которые мы вспомним коллективно силами участников семинара. Как соотносятся информатика и программирование. Нужно ли учиться программированию, и какие инструменты для этого понадобятся.
Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина
5 августа, 16:00Организационный семинар для участников II потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошёл предыдущий, июльский, поток, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
10 августа, 17:00Пятый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Аагустовские занятия завершают летнюю серию семинаров, начатую 11 июня. На них разберём оставшиеся две задачи из первоначального списка:
1. Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный: стр. 5
2. Почему обжигает пар? Детский, казалось бы, вопрос...: стр. 33

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
11 августаКрайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ во II потоке
Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022.
13 августаКрайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ во II потоке
Подробная информация о II потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 28.07.2022.
15-21 августаВторой поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в третьем потоке.
23 августа, 17:00Шестой семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 10 августа
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
28 августа, 16:00День открытых дверей ФМШ FMSH.RU
 
СЕНТЯБРЬ 2022 ГОДА
3 сентября, 18:00Организационный семинар для участников III потока вступительных испытаний ФМШ
На семинаре мы расскажем о поступлении в ФМШ для обучения в 2022/23 учебном году, о том, как прошли предыдущие, июльский и августовский, потоки, а также ответим на вопросы поступающих и их родителей.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
6 сентября, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Удар, не только абсолютный, не только прямой, и не только центральный | Физика
В летней серии семинаров по физике мы не успели рассмотреть одну задачу, и теперь её название вынесено в заголовок семинара. Предварительно подготовиться к обсуждению можно, прочитав статью в журнале "Квант": стр. 5.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
10 сентября, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Некоторые загадки словообразования | Русский язык
Мы поговорим о том, одинаково ли устроены пары слов «дерево» – «деревянный» и «золото» – «золотой» и чем похожи с точки зрения словообразования слова «бег», «зелень» и «супруга», подумаем, может ли суффикс быть нулевым, обсудим, все ли так просто с морфемой «ТЬ» в начальной форме глагола. А главное – как искать аргументы и основания для разбора слова по составу.
Ведущая семинара: Людмила Валерьевна Дворкина
13 сентябряКрайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ в III потоке
Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022.
14 сентября, 17:00Семинар для учащихся 7-10 классов на тему: Задачи с условием, неявно изменяющимся в процессе решения | Математика
Как мы обычно воспринимаем задачу, например, математическую? Есть некоторое условие, и нужно найти что-то, что этому условию удовлетворяет, так? Но иногда можно не заметить, что в процессе рассуждений мы начинаем уточнять условие исходной задачи, и тогда полученный ответ перестаёт быть "единственно правильным", а становится лишь одним из возможных. На примере простых задач из вариантов наших вступительных экзаменов (например, вторые задачи отсюда и отсюда) мы увидим, как, в зависимости от того, какое содержание вложено в обычные школьные понятия, одна и та же задача может иметь разные, взаимоисключающие ответы, но при этом все они при аккуратном обосновании будут верными.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
16 сентябряКрайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ в III потоке
Подробная информация о III потоке поступления представлена в новости на нашем сайте от 26.08.2022.
18 сентября, 17:00Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Словарик алгоритмического программирования | Информатика
Что такое императивное или алгоритмическое программирование, какие понятия и конструкции в нём вводятся, как грамотно их использовать? Это лишь немногие вопросы, которые мы рассмотрим в процессе семинара. Приглашаем к участию в семинаре как тех, кто уже некоторое время занимается программированием, так и тех, кому некоторые слова в этой аннотации пока неизвестны. Ведь если область информационных технологий интересна, то всё равно надо с чего-то начинать :)
Ведущая семинара: Мария Петровна Гришкина
19-25 сентябряТретий поток вступительных испытаний ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в зимнем наборе.
26 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 11 класса ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем одиннадцатиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 11 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
27 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 9-10 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем девятиклассникам и десятиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 9 или 10 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
28 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к семинару были направлены в рассылке 16 сентября всем семиклассникам и восьмиклассникам. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите нам по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
 
ОКТЯБРЬ 2022 ГОДА
1 октябряПервый учебный день осеннего семестра 2022/23 учебного года
16 октября, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
30 октября, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Открываем новую серию семинаров, на которых будут обсуждаться любые вопросы по физике, интересующие участников. Для затравки на первом семинаре, возможно, обсудим также тему семинара по физике прошлого месяца (тогда мы многого не успели). Всего в осеннем семестре семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
НОЯБРЬ 2022 ГОДА
13 ноября, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 ноября, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Онлайн-банкинг: возможности и ограничения | Финансовая и юридическая грамотность
На семинаре мы поговорим о том, как можно управлять собственными финансами с помощью систем дистанционного банковского обслуживания. Узнаем, какие существуют способы перевода денежных средств, чем они отличаются друг от друга, в каких случаях удобнее использовать одни, а в каких другие. Посмотрим, какую ещё информацию возможно получить дистанционно, прямо или косвенно связанную с финансами. Сравним функционал браузерных версий и мобильных приложений различных банков и увидим, что некоторые банки встраивают в них дополнительные интересные блоки и даже игры.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
27 ноября, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Очередной семинар данной серии в осеннем семестре. Всего семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
29 ноября, 19:00Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU
 
ДЕКАБРЬ 2022 ГОДА
10 декабряКрайний срок отправки первого письма поступающими в ФМШ в рамках зимнего набора
Подробная информация о зимнем наборе представлена в новости на нашем сайте от 27.11.2022.
11 декабря, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
В новом учебном году мы продолжаем одноимённую серию семинаров прошлого года. В этом семестре семинаров три: 16 октября, 13 ноября и 11 декабря. Подробнее о том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
13 декабряКрайний срок отправки второго письма поступающими в ФМШ в рамках зимнего набора
Подробная информация о зимнем наборе представлена в новости на нашем сайте от 27.11.2022.
16-20 декабряВступительные испытания ФМШ: обсуждение задач на семинарах
В этот период пройдут онлайн-семинары, на которых поступающие, присылавшие до этого идеи решения задач, приступят к живому общению как по ним, так и по новым задачам с преподавателями и другими поступающими. Расписание семинаров будет направлено по электронной почте всем, кто участвовал в обсуждении задач по электронной почте. По результатам общения будет принято решение об успешном поступлении либо... переходе к поступлению в следующем наборе.
23 декабряПоследний учебный день осеннего семестра 2022/23 учебного года
25 декабря, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Очередной семинар данной серии в осеннем семестре. Всего семинаров три: 30 октября, 27 ноября и 25 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
26 декабря, 20:00Собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра и обучению во II семестре 2022/23 учебного года
Параметры подключения к семинару направлены в рассылке всем семи- и восьмиклассникам 23 декабря. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
27 декабря, 19:00Собрание для учащихся 9-11 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра и обучению во II семестре 2022/23 учебного года
Параметры подключения к семинару направлены в рассылке всем девяти-, десяти- и одиннадцатиклассникам 23 декабря. Если Вы учитесь у нас в 9, 10 или 11 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
 
ЯНВАРЬ 2023 ГОДА
4 января, 15:30Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
9 январяПервый учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года
15 января, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
29 января, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
ФЕВРАЛЬ 2023 ГОДА
12 февраля, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
26 февраля, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
МАРТ 2023 ГОДА
12 марта, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
26 марта, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
АПРЕЛЬ 2023 ГОДА
16 апреля, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
29 апреляПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 11 класса
30 апреля, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
МАЙ 2023 ГОДА
14 мая, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре семинаров пять: 15 января, 12 февраля, 12 марта, 16 апреля и 14 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 маяПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 9 класса
22 мая, 19:00Собрание для учащихся 9 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года
Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем девятиклассникам 19 мая. Если Вы учитесь у нас в 9 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
27 маяПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2022/23 учебного года для учащихся 7, 8 и 10 классов
28 мая, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре семинаров шесть: 4 января, 29 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля и 28 мая.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
ИЮНЬ 2023 ГОДА
1 июня, 20:00Собрание для учащихся 10 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года
Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем десятиклассникам 24 мая. Если Вы учитесь у нас в 10 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
2 июня, 19:00Собрание для учащихся 7-8 классов ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2022/23 учебного года
Параметры подключения к конференции направлены в рассылке всем семи- и восьмиклассникам 24 мая. Если Вы учитесь у нас в 7 или 8 классе, но не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
4 июня, 19:00Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU
9 июня, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Разбираемся с графиками | Математика
Если в школе просят построить "график", то часто подразумевается "график функции". Однако понятие графика вовсе не привязано к функции. На семинаре мы подумаем о том, как можно определить независимое от функции понятие графика, для каких конструкций оно может быть применимо и как такие графики выглядят.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
15 июня, 17:00Первый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
В серии из шести летних семинаров рассмотрим следующие темы (в соответствии с пожеланиями участников семинаров):
1. Ёмкость, конденсатор.
2. Сопротивление, резистор.
3. Управляемый контакт, выключатель.
4. Интеллектуальный размыкатель, предохранитель.
5. Управление током, электронная лампа.
6. Индуктивность и переменность.
Без любого из упомянутых объектов не было бы ни радио, ни телевидения, ни компьютеров. Мы разберемся, зачем эти компоненты нужны, какова физика их работы, какие у них проблемы. Ну и, разумеется, рассмотрим школьные задачи, где они упоминаются. Для получения очень предварительного и очень примерного впечатления иожно прочитать статью "Проблемы конденсатора" (хотя это и не обязательно). Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
21 июня, 16:00Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика
На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п.
Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина
24 июня, 16:00Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Какие бывают системы координат? | Математика
Как правило, школьники имеют дело только с декартовой системой координат. Но ведь это лишь одна из возможных систем. Задумывались ли вы, как может выглядеть, скажем, прямая? А ведь в зависимости от того, в какой системе координат мы её строим, она выглядит очень по-разному. И наоборот, график какого-то другого объекта может изображаться так, как мы привыкли видеть прямую. Всё зависит только от того, какую систему координат мы захотим выбрать!
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
27 июня, 17:00Второй семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Новая встреча продолжает семинар от 15 июня. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
ИЮЛЬ 2023 ГОДА
4 июля, 17:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Всё начинается с точки? | Математика
Какая геометрическая фигура является самой простой? Возможно, вы ответите, что это точка? А, может быть, точка для вас не является геометрической фигурой? Тогда что такое точка? Эти вопросы совсем не так просты, как кажется. На семинаре мы их подробно обсудим и попробуем понять, действительно ли всю геометрию можно вывести из точки или даже бесконечного количества точек может для этого не хватить.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
8 июля, 16:00Третий семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжение серии семинаров от 15 и 27 июня. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
10 июля, 19:00Интерактивная лекция для учащихся 9-11 классов на тему: Жизненный цикл разработки программного обеспечения | Информатика
На лекции будет подробно рассказано о том, какие специалисты участвуют в процессе создания современной компьютерной программы/системы или мобильного приложения, и какую часть в нём занимает непосредственно программирование (спойлер: не самую большую). Отдельно остановимся на том, какое образование может быть предпочтительным для каждого участника процесса. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе.
Лектор: Екатерина Юрьевна Скобелева
14 июля, 17:00Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Какие бывают системы координат? | Математика
Как правило, школьники имеют дело только с декартовой системой координат. Но ведь это лишь одна из возможных систем. Задумывались ли вы, как может выглядеть, скажем, прямая? А ведь в зависимости от того, в какой системе координат мы её строим, она выглядит очень по-разному. И наоборот, график какого-то другого объекта может изображаться так, как мы привыкли видеть прямую. Всё зависит только от того, какую систему координат мы захотим выбрать!
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
18 июля, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Как считает компьютер? | Информатика
Скорее всего, вы слышали о том, что компьютер считает не совсем так, как учат считать людей. Кроме того, разные компьютеры могут считать по-разному, и даже по-разному работать с разными видами чисел. Возможно, вы знакомились с двоичной и другими системами счисления, но можете не знать, что, например, троичные системы тоже могут быть разными, и как раз троичным компьютерам удобнее работать не с той троичной системой, о которой обычно рассказывают в школе.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 июля, 17:00Четвёртый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня и 8 июля. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
26 июля, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Системы координат с центром в точке бесконечность | Математика
Попробуйте спросить ваших знакомых: какое значение находится в центре системы координат? Наверняка многие ответят: конечно же, ноль. Что из этого следует? То, что мы видим лишь происходящее недалеко от нуля. А про "хвосты" графиков туманно говорится, что они "уходят в бесконечность". Но если нам интересно, что с этими "хвостами" происходит именно в бесконечности? Нельзя ли сделать так, чтобы в центре системы координат вместо нуля была бесконечность?
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
АВГУСТ 2023 ГОДА
2 августа, 16:00Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика
На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п.
Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина
5 августа, 16:00Пятый семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня и 8, 20 июля. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
8 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Поговорим об отношениях... и о пропорциях | Математика
Обсудим задачи, которые волновали древних, и те, которые приходится решать современным школьникам. Ответим на следующие вопросы:
(1) Где спряталась величина и почему греки видели разницу между числами и величинами, а мы почти уже нет?
(2) Откуда берутся формулы и что такое пропорция?
(3) Каково значение задачи о среднем геометрическом и как её формулировали древние греки?
(4) Может ли задача иметь два противоречивых ответа при двух логически верных рассуждениях?
(5) Что такое метод исчерпывания, как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход?

Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин
11 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Системы счисления, о которых не расскажут в школе | Математика, информатика
Начнём с задачки, которую можно решить на основе школьного материала: В каких системах счисления может быть записано трёхразрядное число , если оно равно 2023? Но и в этой задачке – если выйти за рамки школы – решений окажется гораздо больше. Ведь даже двоичные, троичные и прочие системы счисления, которые упоминаются на школьных уроках информатики, на самом деле существуют разные, а есть ещё системы с отрицательными, действительными и даже комплексными основаниями (но о последних мы пока говорить не будем :) Некоторые из них используются и в компьютерных вычислениях – это мы обязательно обсудим на занятии.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
14 августа, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Системы координат, в которых графики можно увидеть "целиком" | Математика
Возможно, вы когда-то грустили о том, что некоторые графики на координатной плоскости нельзя увидеть полностью. Окружность, например, можно, а прямую или параболу нельзя. Или всё-таки можно? На семинаре мы рассмотрим системы координат, в которых все части даже формально бесконечных объектов будут хорошо видны.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
17 августа, 17:00Шестой семинар по физике для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжение серии семинаров от 15, 27 июня, 8, 20 июля и 5 августа. Ознакомиться подробнее с идеей всей серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
23 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: Фигурные числа | Математика
Несмотря на то, что обычно с 7-го класса школьная математика разделяется на алгебру и геометрию, есть много разделов математики, которые их сочетают. Один из них изучает фигурные числа, которые рассматривались ещё в античной математике. Диофант Александрийский, живший ориентировочно в III в. до н.э. и которого иногда называют древнегреческим "отцом алгебры", даже написал большое исследование "О многоугольных числах" – частном случае чисел фигурных. На семинаре мы познакомимся с несколькими видами фигурных чисел (например, треугольными, квадратными, пирамидальными) и узнаем, как они могут нам помочь в решении современных задач.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
26 августа, 17:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Поговорим об отношениях... и о пропорциях (продолжение) | Математика
Вторая часть семинара от 8 августа. Ответим на вопросы, которые не успели рассмотреть в первый день:
(3) Каково значение задачи о среднем геометрическом и как её формулировали древние греки?
(4) Может ли задача иметь два противоречивых ответа при двух логически верных рассуждениях?
(5) Что такое метод исчерпывания, как переход к доказательной науке изменил понятие числа и что мешало древним грекам совершить предельный переход?
Приглашаем на семинар также тех, кто не был 8 августа. При необходимости нужные фрагменты семинара 8 августа повторим.

Ведущий семинара: Владимир Витальевич Дворкин
 
СЕНТЯБРЬ 2023 ГОДА
3 сентября, 17:00Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU
4 сентября, 18:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Математическая задача и её решение | Математика
На семинаре мы подумаем над тем, как можно было бы определить математическую задачу, в чём её специфика, какова её структура, что имеется в виду, когда говорится о решении задачи. Поймём отличие решения задачи как процесса от решения как результата, рассмотрим, что представляет из себя решение в каждом из этих случаев. И удивимся, что немало задач из школьного курса математики на самом деле не являются математическими задачами.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
7 сентября, 18:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Ёмкость, конденсатор | Физика
Для всех, кто не смог принять участие в июньских семинарах по физике, в сентябре мы проводим их повторно. Но, конечно, будем рады и тем, кто был на прошлых семинарах – вдруг у кого-то возникнут новые вопросы, которые захочется обсудить? Ознакомиться подробнее с идеей летней серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
12 сентября, 18:00Интерактивная лекция для учащихся 8-10 классов на тему: Такая разная бесконечность | Математика
Знакомство с понятием бесконечности на примере задачи/парадокса "Гранд-отель" Гильберта. На занятии мы постараемся разобраться в следующих вопросах:
– Что такое бесконечность?
– Какие бывают бесконечности? (да, они бывают разные :)
– Можно ли сравнивать бесконечности?
– Что может быть больше бесконечности?

Ведущая занятия: Анастасия Николаевна Зологина
15 сентября, 18:00Семинар для учащихся 7-11 классов на тему: Посадка на Луну | Информатика
В истории компьютерных игр заслуженное место занимает игра Посадка на Луну (Lunar Landing Game), написанная в 1969 году 16-летним школьником Джимом Сторером (Jim Storer), вдохновлённым успешным прилунением посадочного модуля корабля Аполлон-11. Теперь уже профессор факультета компьютерных наук (Computer Science Department) Брандейского университета (Brandeis University), он разместил на своей страничке исходный текст написанной тогда программы. На занятии мы сначала разберёмся с алгоритмом, который лежит в её основе, а затем попробуем написать собственную версию игры. Те же, кто захотят узнать, как работал настоящий бортовой компьютер Аполлона-11, могут почитать статью инженера Дона Эйлса (Don Eyles), участвовавшего в этом проекте.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 сентября, 18:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Сопротивление, резистор | Физика
Для всех, кто не смог принять участие в июньских семинарах по физике, в сентябре мы проводим их повторно. Но, конечно, будем рады и тем, кто был на прошлых семинарах – вдруг у кого-то возникнут новые вопросы, которые захочется обсудить? Ознакомиться подробнее с идеей летней серии семинаров можно в новости на нашем сайте от 08.06.2023.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
23 сентября, 17:30Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Корни с чередованием: заглянем в историю орфограммы | Русский язык
Если посмотреть в оригиналы старинных текстов, увидим, что многие привычные нам орфограммы не работали, в том числе идея приводить однокоренные слова к единообразному виду появилась далеко не сразу. В летописях может встречаться "мОнастырь" и "мАнастырь" в одном тексте. Постепенно правописание стало приводиться к знакомому виду, однако т.н. "корни с чередованиями" выпали из этого процесса: все корни унифицированы по своей сильной позиции, а корни с чередованиями – кто зависит от ударения, кто от значения слова, кто от последующего суффикса... Выглядит каким-то бардаком и ерундой. На семинаре мы посмотрим, какие языковые процессы и закономерности "спрятаны" в этой орфограмме и почему так получилось, что эти корни выпали из общего правила.
Ведущая семинара: Людмила Валерьевна Дворкина
29 сентября, 19:00Организационное собрание для учащихся ФМШ FMSH.RU, посвящённое началу нового учебного года
Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке по электронной почте не позже 27 сентября всем учащимся ФМШ. Если Вы учитесь у нас, но в указанный срок не получили данного письма, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
 
ОКТЯБРЬ 2023 ГОДА
2 октябряПервый учебный день осеннего семестра 2023/24 учебного года
15 октября, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
20 октября, 17:30Интерактивная лекция для для учащихся 8-11 классов на тему: Физическая химия – союз двух наук на благо человечества | Химия
Как писал прославленный советский и российский физико-химик академик РАН А.Л.Бучаченко: «Химия – это музыка природы». Красочная симфония химии, с которой мы начинаем знакомиться ещё с детства, на самом деле основана на строгой и чёткой партитуре, сочетающей надёжный физический фундамент и математический аппарат. На лекции легко и доходчиво будет рассказано о том, что такое современная химия и как химические соединения и процессы можно описать с помощью физических законов. Отдельно остановимся на решённых в химии вопросах и поговорим об актуальных проблемах, которые учёные ещё только пытаются решить для удовлетворения нужд человека и общества в целом. Несмотря на то, что по форме данная встреча больше похожа на лекцию, вопросы от слушателей приветствуются на любом её этапе.
Ведущий занятия: Игорь Юрьевич Каплин, к.х.н.
29 октября, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
НОЯБРЬ 2023 ГОДА
12 ноября, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
26 ноября, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
ДЕКАБРЬ 2023 ГОДА
10 декабря, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В этом семестре состоятся три семинара: 15 октября, 12 ноября и 10 декабря.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
23 декабряПоследний учебный день осеннего семестра 2023/24 учебного года
24 декабря, 16:00Поговорим о физике? Семинар для учащихся 9-11 классов | Физика
Продолжаем серию семинаров, на которых обсуждаются любые вопросы по физике, интересующие участников (включая ведущего). В этом семестре состоятся три семинара: 29 октября, 26 ноября и 24 декабря.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
25 декабря, 19:30Собрание для учащихся ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра 2023/24 учебного года
Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке не позже 22 декабря. Если Вы учитесь у нас, но не получили данного письма в указанный срок, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
30 декабря, 17:00Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU
 
ЯНВАРЬ 2024 ГОДА
10 январяПервый учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года
14 января, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
ФЕВРАЛЬ 2024 ГОДА
11 февраля, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
МАРТ 2024 ГОДА
10 марта, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 
АПРЕЛЬ 2024 ГОДА
14 апреля, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
30 апреляПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 11 класса
 
МАЙ 2024 ГОДА
12 мая, 16:00Поговорим о математике? Семинар для учащихся 7-11 классов | Математика
О том, чему посвящены данные семинары, можно прочитать в новости на нашем сайте от 04.10.2021. В зимне-весеннем семестре семинары состоятся 14 января, 11 февраля, 10 марта, 14 апреля и 12 мая.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
14 маяПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 9 класса
28 маяПоследний учебный день зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года для учащихся 7, 8 и 10 классов
29 мая, 19:30Собрание для учащихся ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию II семестра 2023/24 учебного года
Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке не позже 25 мая. Если Вы учитесь у нас, но не получили данного письма в указанный срок, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию.
 
ИЮНЬ 2024 ГОДА
1 июня, 17:00Вечер открытых дверей ФМШ FMSH.RU
4 июня, 17:00Семинар для учащихся 7-8 классов на тему: Дроби обыкновенные и... необыкновенные | Математика
Как ни странно, в школе нередко путают понятия числа и дроби. В результате возникают загадочные "смешанные числа", которые связаны исключительно с обыкновенными дробями. Или некоторые школьники начинают удивляться, осознавая, что одно и то же число может быть записано с помощью различных дробей, причём иногда количество этих дробей конечно, а иногда бесконечно. На занятии мы аккуратно разведём эти два понятия, а заодно рассмотрим несколько интересных свойств дробей, которые помогут лучше прочувствовать, что такое дробь в классической арифметике.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
9 июня, 12:00Семинар-дискуссия для учащихся 8-11 классов на тему: Как выбрать язык программирования для изучения? | Информатика
На занятии мы обсудим, чем различные языки программирования отличаются друг от друга, кроме их синтаксиса. Введём понятие парадигмы программирования и предложим классификацию языков программирования по парадигмам. Обратим внимание на важность понимания целей изучения программирования и информатики (computer science) в целом. Подумаем над тем, насколько корректно говорить о разделении языков программирования на "хорошие" и "плохие", "очень полезные"/"малополезные" и т.п.
Ведущая семинара-дискуссии: Мария Петровна Гришкина
14 июня, 17:00Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика
На первой встрече обсудим следующие вопросы:
– Физика как наука и физика как школьный предмет: что у них общего и в чём различия
– Цель физики как науки и цель школьного предмета: совпадения и отличия
– Законы физики и законы в школьном курсе физики: одно и то же или нет
– Физические задачи и задачи по физике: что у них общего и в чём различия
– Школьные упрощения: нарушают ли они связность курса физики?

Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
20 июня, 17:00Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Проценты, промилле, пермириады и так далее | Математика
Наверняка все школьники, начиная с 7-8 класса, знают, что такое процент. Про промилле слышал уже не каждый. А ведь эти два понятия – лишь начало цепочки, которую можно продолжать бесконечно. Каждое следующее понятие оказывается полезным тогда, когда рассматриваемые величины всё больше отличаются друг от друга. При этом предметные области, в которых такие величины возникают, могут быть самыми разными, например: физика, химия, экономика. На занятии мы поговорим о том, как возникают названия таких понятий и рассмотрим ситуации, в которых приведённые понятия удобно использовать.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
26 июня, 17:00Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика
На второй встрече поговорим об ограничениях некоторых классических моделей, причём эти модели есть и в большой физике, и в школьной. Например, радиоактивный распад, распределение молекул газа по энергиям, непрерывность материи и заряда, закон Гука, уравнение Фурье, заряд на поверхности проводника.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
 
ИЮЛЬ 2024 ГОДА
4 июля, 17:00Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Какую геометрию мы изучаем в школе? | Математика
Возможно, вопрос в заголовке семинара покажется странным: что значит "какую"? Разве есть разные геометрии? Действительно, геометрии могут быть очень разными, и школьная только одна из многих. Но что это за геометрия? Как и почему она появилась? Почему только эту и именно эту геометрию изучают в школе, часто даже не упоминая другие? Наверное, кто-то слышал, что школьную геометрию иногда называют евклидовой. Кто же такой Евклид и насколько то, что изучается в школе, может иметь к нему отношение? Попробуем узнать у самого Евклида?
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
12 июля, 17:00Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика
На третьей встрече кратко повторим то, что обсудили в предыдущие два раза, и пойдём дальше. Посмотрим, как школьные упрощения позволяют решить задачу, и разберёмся, в каких случаях ответ остаётся правильным, а в каких он становится совершенно неправильным. Вспомним, когда при применении упрощений возникают противоречия. Рассмотрим несколько примеров школьных упрощений и их роль при решении задач.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
18 июля, 17:00Семинар для учащихся 8-11 классов на тему: Вычисляем число π | Информатика
На занятии кратко остановимся на том, что такое число π, и почему это не то же самое, что 22/7 или даже 355/113. Никакой даже самый мощный компьютер никогда не сможет вычислить, чему равно это число! Но кое-что, имеющее отношение к числу π, мы всё-таки вычислим. Программы будем писать на языке Паскаль, но если раньше вы не занимались программированием - не страшно. Главное - разобраться с тем, какие алгоритмы эти программы реализуют, а для этого во многих случаях окажется достаточно школьного материала.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
24 июля, 17:00Серия семинаров для учащихся 9-11 классов Физика вокруг физика | Физика
На четвертой встрече обсудим «школьный язык», то есть обычные формулировки, указывающие на необходимость применения тех или иных законов, или на то, что мы можем не учитывать какой-либо параметр. Причем неучёт этого параметра в некоторых случаях делает решение более простым, а в некоторых только благодаря этому неучёту становится возможным решить задачу.
Ведущий семинара: Леонид Александрович Ашкинази
30 июля, 17:00Семинар для учащихся 9-11 классов на тему: Прикосновения Лобачевского или Евклид upside-down | Математика
Многие слышали о Николае Ивановиче Лобачевском как об авторе одной из неевклидовых геометрий. Но в начале XIX века мысли о существовании такой геометрии независимо друг от друга возникали в головах совершенно разных математиков, и чуть раньше или чуть позже она бы всё равно появилась. Поэтому, возможно, гораздо более важными являются идеи Лобачевского, связанные с полным переструктурированием геометрии Евклида, которые, в том числе, привели к появлению его версии новой геометрии. На занятии мы обратимся к оригинальным текстам Лобачевского и попробуем разобраться, что ему так не нравилось в устройстве евклидовой геометрии, и как именно он предложил его изменить.
Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий
 


ФМШ закладывает фундамент успешного профессионального будущего!