КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ ФМШ
2024 ГОД | 2025 ГОД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Для участия в любом из мероприятий, указанных ниже, необходимо перейти по ссылке в первой строке его описания, и на открывшейся странице указать адрес электронной почты (один из адресов), который вы указывали при регистрации на нашем сайте. На этот адрес будут отправлены детали подключения к выбранному мероприятию.
Если ранее на нашем сайте вы не регистрировались, то сначала нужно зарегистрироваться здесь, а затем воспользоваться инструкцией из предыдущего абзаца.
Если ранее на нашем сайте вы не регистрировались, то сначала нужно зарегистрироваться здесь, а затем воспользоваться инструкцией из предыдущего абзаца.
Время московское (UTC+3).
ДЕКАБРЬ 2024 ГОДА | |
7 декабря, 17:00 | Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Алгебры и алгебраическое | Математика Как правило, для школьников алгебра – это название предмета и раздела математики. Хотя изучаемое под этим названием в школе точнее было бы назвать элементарной алгеброй. Есть и другие разделы математики, в названии используется есть слово алгебра. Кроме этого, данное слово используется для обозначения некоторых математических конструкций. Что касается алгебраического, то здесь всё ещё более разнообразно: есть алгебраические числа, корни, выражения, уравнения, и многое другое. Обсудим это на занятии, а заодно подготовим себя к некоторым будущим семинарам: январскому, посвящённому языку гиперкомплексного, и февральскому, на котором мы погрузимся в глубины трансцендентного. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
21 декабря, 17:00 | Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Функция – Function – Fonction – Funktion | Математика Понятие функции в школьной математике, пожалуй, одно из самых туманных. Как его аккуратно ввести? Какое понятие положить в основу? Отображение, зависимость, соответствие, отношение, преобразование? Или что-то из этого является синонимом либо частным случаем функции, а что-то вообще не является понятием? На занятии мы посмотрим, как пишут о функции в математических текстах на английском, французском и немецком языках, составим четырёхъязычный словарик терминов, связанных с понятием функции, и поймём, каких понятий не хватает в русском языке, чтобы описать всё многообразие функций. В завершение дадим наиболее общее определение функции, которое это многообразие покроет. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
23 декабря | Последний учебный день осеннего семестра 2024/25 учебного года |
28 декабря, 20:00 | Собрание для учащихся ФМШ и их родителей, посвящённое окончанию I семестра 2024/25 учебного года Параметры подключения к собранию будут направлены в рассылке не позже 26 декабря. Если Вы учитесь у нас, но не получили данного письма в указанный срок, пожалуйста, напишите по адресу info@fmsh.ru, и мы в ответном письме продублируем необходимую информацию. |
ЯНВАРЬ 2025 ГОДА | |
8 января, 17:00 | Семинар для учащихся 8-10 классов на тему: Мнимое в воображаемом | Математика Может показаться удивительным, что в одном из разделов математики – области знаний, которая и так изучает только воображаемое – до настоящего времени сохранилось понятие "мнимый". На занятии разберёмся, когда и почему оно появилось. После этого подключим фантазию и на основе материала 8 класса придём к естественности того, что до этого казалось невозможным. А освоившись в новом материале выйдем на следующий уровень, до которого доходят существенно реже, и почувствуем, что мнимость таит в себе что-то ещё. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
13 января | Первый учебный день зимне-весеннего семестра 2024/25 учебного года |
24 января, 17:00 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Язык гиперкомплексного | Математика Как выбрать предметную область, в которой стоит специализироваться? Можно обратить внимание на то, насколько интересно разбираться с материалом, на первый взгляд, лишь косвенно относящимся к основному содержанию. Например, как возникают термины в выбранной предметной области, почему одни названия отходят на второй план, а другие становятся более употребительными. Продолжая разговор, начатый на семинаре два года назад, сначала вспомним, как возникают гиперкомплексные числа и их алгебры, а затем обсудим, какие слова, на взгляд участников занятия, лучше подойдут для использования в русском языке – не вся терминология в этой области математики устоялась. Скажем, как лучше называть двухсотпятидесятишестикомпонентные числа? Дуцентиквинквагинтасексионы, вудоны или октокэдинионы? Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
ФЕВРАЛЬ 2025 ГОДА | |
13 февраля, 17:30 | Семинар для учащихся 7-9 классов на тему: Многоликий угол | Математика Несколько лет назад, когда вступительным испытанием в ФМШ был творческий конкурс по математике, одной из форм работы на нём было исследование математического понятия. В качестве примера мы тогда рассмотрели как раз понятие угла. Новый семинар начнём с обсуждения текста по приведённой в предыдущем предложении ссылке, а после этого рассмотрим, как влияет выбор определения угла на все последующие рассуждения, использующие данное понятие. Затем вспомним различные виды углов, которые выделяются в отечественной математике, и проверим, соответствуют ли они аналогичным понятиям, вводимым в других языках. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
28 февраля, 17:30 | Семинар для учащихся 10-11 классов на тему: Глубины трансцендентного | Математика То, что действительные числа состоят из рациональных и иррациональных, знает каждый школьник. Многие слышали и о том, что часть иррациональных чисел относится к алгебраическим, а остальные числа именуются трансцендентными, причём их существенно больше алгебраических. Можно ли и из трансцендентных выделить какие-то числа с особенными свойствами? Задумавшись об этом, мы постепенно придём к неожиданному выводу: даже современная математика о большей части действительных чисел знает очень немного. Ведущий семинара: Сергей Генрихович Чернацкий |
ФМШ закладывает фундамент успешного профессионального будущего!