ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

РАСПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И СПИСКИ ГРУПП ФМШ FMSH.RU
С 1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА

(окончание осеннего семестра 2024/25 учебного года: 23 декабря)


группаклассытематика/направлениедаты/дни/время занятийпреподаватель
Математика
М4216, 7Математикавторник, 19:30-21:00
(12 занятий с 1 октября
по 17 декабря)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М4228, 9Математикапятница, 18:00-20:00
(12 занятий с 4 октября
по 20 декабря)
Денис Олегович
Илюхин
М4239, 10, 11Множества и комбинаторикачетверг, 18:30-20:00
(12 занятий с 3 октября
по 19 декабря)
Дмитрий Петрович
Боголюбов
М4249, 10, 11Пара-пара-параметрыпонедельник, 19:00-21:00
(12 занятий с 7 октября
по 23 декабря)
Дмитрий Петрович
Боголюбов
М42510, 11Вычисления с погрешностямисуббота, 19:00-20:30
(8 занятий с 5 октября
по 16 ноября, 30 ноября)
Владимир Витальевич
Дворкин
Физика
Ф4219, 10Физикавоскресенье, 12:00-15:15
(12 занятий с 6 октября
по 22 декабря)
Леонид Александрович
Ашкинази
Ф42210, 11Физикавоскресенье, 17:00-20:15
(12 занятий с 6 октября
по 22 декабря)
Леонид Александрович
Ашкинази
Информатика
И4218, 9, 10Работа с памятью и другие особенности программирования на языке Сисреда, 17:15-20:15
(12 занятий со 2 октября
по 18 декабря)
Сергей Генрихович
Чернацкий
И42210, 11Алгоритмизация и программированиевторник, 17:00-19:15
(12 занятий с 1 октября
по 17 декабря)
Мария Петровна
Гришкина

Время московское (UTC+3).

          
занятия, продолжающиеся в течение всего семестра; зачёт по ним ставится в конце семестра
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, в совокупности покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце семестра по результатам работы на протяжении всех блоков
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, не покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце последнего блока
          
занятия, состоящие из одного блока, не покрывающего весь семестр; зачёт ставится по результатам работы в этом блоке

ОПИСАНИЯ КУРСОВ

Множества и комбинаторика (для 9 и 10 классов)

Несмотря на то, что данный курс относится к математическим, рассматриваемые в нём вопросы являются основой для изучения различных разделов информатики: теории алгоритмов, языков программирования, баз данных и знаний, криптографии, искусственного интеллекта.

В этом семестре мы рассмотрим следующие темы:
1. Логический язык математики. Как мы рассуждаем.
2. Теория множеств, операции над множествами.
3. Соответствия, отношения и функции. Мощность множеств.
4. Комбинаторика: от простых задач к сложным.

Курс предусматривает обязательное выполнение домашних заданий.

Преподаватель:
Дмитрий Петрович Боголюбов

Пара-пара-параметры (для 9, 10 и 11 классов)

Цель этого курса – снять страх и неуверенность многих из вас при виде задач с параметрами.

Что будет. Мы освоим технику эквивалентных схем решения уравнений и неравенств, без которой очень трудно, а иногда и невозможно решать уравнения и неравенства с параметрами. Рассмотрим, как решение задачи с параметрами представить графически и правильно записать ответ. Познакомимся с вариантами метода областей для решения данных задач. Подробно разберем задачи расположения корней квадратного трёхчлена. Рассмотрим следующие виды задач с параметрами: решить уравнение (неравенство, систему), при каких значениях параметра задача имеет решения, найти количество решений в зависимости от значения параметра, исследовать уравнения (неравенства) на эвивалентность. Посмотрим "страшные" с виду задачи с несколькими параметрами.

Чего не будет. Мы не будем разбирать егэшные задачи с параметрами, а также тригонометрические и логарифмические уравнения и неравенства. Это другая сказка.

Преподаватель:
Дмитрий Петрович Боголюбов

Вычисления с погрешностями (для 10 и 11 классов)

В пределах самой математики все вычисления могут быть выполнены "точно", поэтому введение каких-либо погрешностей излишне. Однако представители других наук, которые используют математику как инструмент, часто хотят видеть числовые результаты записанными исключительно в виде последовательности цифр. Но многие числа могут записываться лишь с помощью бесконечного количества цифр, а это уже невозможно технически. Чтобы частично решить описанную проблему, приходится вводить дополнительные понятия, позволяющие оценивать, насколько результат, записываемый с помощью конечного количества цифр, отличается от того, который должен получиться в идеале. Важно помнить и о том, что с точки зрения математики результаты любых измерений в реальном мире – это не конкретные значения, а лишь принадлежащие некоторому диапазону.

На занятиях поговорим о том, что такое относительная и абсолютная погрешности, как они зависят от того, что именно и как мы вычисляем; может ли так получиться, что некоторые вычисления вообще окажутся бессмысленными, поскольку погрешности поглотят содержательный результат.

Дополнительно попробуем ввести понятие производной и посмотреть, как связанное с ней понятие дифференциала предоставляет нам новые инструменты для оценки точности производимых вычислений.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

Работа с памятью и другие особенности программирования на языке Си (для 8, 9 и 10 классов)

При изучении программирования нечасто обращают внимание на то, как именно компьютер размещает в памяти используемые данные. Это, в свою очередь, не даёт возможность понять, насколько эффективно работает программа с точки зрения распределения памяти. В рамках нашего курса мы постараемся с этим разобраться.

Ещё один важный вопрос: насколько корректно конструкции языка, изучаемые в рамках теории, реализуются на практике. Оказывается, есть ситуации, в которых программа работает совсем не так, как предполагается в теории. И хотя обычно это остаётся незамеченным, без понимания соотношения теории и практики невозможно получить полное представление о том, как работает то, что мы написали.

Третий вопрос, который рассмотрим в рамках курса, связан с тем, что одна и та же программа может по-разному исполняться и выводить различные результаты, если она обработана различными компиляторами. От чего зависит, насколько результаты программы будут соответствовать нашим ожиданиям, и какие конструкции языка являются наиболее неоднозначными для компиляторов – обсудим на наших занятиях.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Алгоритмизация и программирование (для 10 и 11 классов)

Познакомимся с элементами процедурного программирования, которые используются для реализации алгоритмических конструкций. Поработаем с основными видами алгоритмов: простая последовательность операторов, ветвление, циклы. Затронем вопросы эффективности алгоритмов. Будем не только решать задачи, но и пытаться найти оптимальный путь к получению ответа.

Инструменты: решать задачи можно будет на любом языке программирования, позволяющем работать в рамках процедурной парадигмы. Основной язык при объяснении материала Python.

Требования к учащимся: базовые знания математики.

Преподаватель:
Мария Петровна Гришкина


Списки учащихся по группам (открываются в новом окне)

Группа М421, математика
Группа М422, математика
Группа М423, математика
Группа М424, математика
Группа М425, математика
Группа Ф421, физика
Группа Ф422, физика
Группа И421, информатика
Группа И422, информатика


Списки групп по учащимся (открываются в новом окне)

6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс