ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

РАСПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И СПИСКИ ГРУПП ФМШ FMSH.RU
С 13 ЯНВАРЯ 2025 ГОДА

(окончание зимне-весеннего семестра 2024/25 учебного года: 21 мая)


группаклассытематика/направлениедаты/дни/время занятийпреподаватель
Математика
М5116, 7, 8Математикапонедельник, 18:30-20:15
(19 занятий с 13 января
по 19 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М5128, 9, 10Преобразования графиков функцийсуббота, 19:00-20:30
(3 занятия с 15 марта
по 29 марта)
Владимир Витальевич
Дворкин
М5139, 10, 11От логики к логическому программированию. (Как доказывают человек и машина.)понедельник, 19:30-21:00
(15 занятий с 13 января
по 21 апреля)
Дмитрий Петрович
Боголюбов
М51410, 11Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрамисуббота, 18:00-20:45
(7 занятий с 18 января
по 1 марта)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М51510, 11Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрамисуббота, 18:00-20:45
(6 занятий с 12 апреля
по 17 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
Физика
Ф5119, 10, 11Физикавоскресенье, 17:00-20:15
(18 занятий с 19 января
по 18 мая)
Леонид Александрович
Ашкинази
Информатика
И5118, 9, 10Си с нуля и снова о том, что и как хранится в памятисреда, 17:15-20:15
(19 занятий с 15 января
по 21 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
И51210, 11Алгоритмы и искусство представления данныхвторник, 17:00-19:15
(16 занятий с 14 января
по 29 апреля)
Мария Петровна
Гришкина

Время московское (UTC+3).

          
занятия, продолжающиеся в течение всего семестра; зачёт по ним ставится в конце семестра
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, в совокупности покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце семестра по результатам работы на протяжении всех блоков
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, не покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце последнего блока
          
занятия, состоящие из одного блока, не покрывающего весь семестр; зачёт ставится по результатам работы в этом блоке

ОПИСАНИЯ КУРСОВ

Преобразования графиков функций (для 8, 9 и 10 классов)

Школьное определение функции гласит, что "функция – это правило, по которому..." Но как понять, в чем именно состоит правило? Рассмотрим два наиболее привычных нам способа представления функции – аналитическое ("с помощью формул") и графическое. Аналитическое представление помогает точно определять значения функции при каждом значении аргумента, графическое – наглядно показывает все особенности "поведения" конкретной функции.

В школе мы обычно запоминаем, как выглядят графики элементарных функций, не вдаваясь в то, почему они именно такие. Но как построить график функции, если она устроена "сложно"? Как именно аналитический вид функции связан с её графиком? Есть ли общие принципы: можно ли "управлять" графиком функции и что для этого нужно? Можно ли, наоборот, восстановить "формулы", зная график?

За три занятия мы попробуем разобраться, где в наших способах показать функцию находится правило и как его можно изменить "под свои задачи". Как влияют простые изменения аналитического вида на график? Что с помощью графика можно сказать о функции, а что нельзя? Наметим, куда можно "копать" глубже.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

От логики к логическому программированию. (Как доказывают человек и машина.) (для 9, 10 и 11 классов)

Логика – язык математики. Что такое аксиома и теорема.

Виды теорем: необходимое и достаточное условие, существования, единственности и другие. Методы доказательства: прямые, обратные, "от противного" и прочие.

Логическое следствие. Логический вывод. Компьютерные методы доказательств.

Логическое программирование – альтернатива алгоритмическому программированию.

Преподаватель:
Дмитрий Петрович Боголюбов

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами (для 10 и 11 классов)

Продолжаем разговор о задачах с параметрами рассмотрением уравнений и неравенств, в которых присутствуют тригонометрические (гониометрические) функции. Важно понимать, что это не новый класс задач, а обычные тригонометрические уравнения и неравенства, в которых наряду с явными числовыми величинами присутствуют параметры. Никаких новых способов решения таких задач нет, поэтому в данном случае важно вспомнить, как могут решаться тригонометрические уравнения и неравенства без параметров и посмотреть, какие особенности в процесс решения вносят параметры.

Если ранее вы не рассматривали уравнения и неравенства с параметрами – не страшно, весь необходимый предварительный материал мы проговорим в процессе занятий.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами (для 10 и 11 классов)

Этот блок мы начнём с подробного рассмотрения показательных и логарифмических функций, их свойств и графиков. Затем пройдёмся по основным методам решения уравнений и неравенств данного вида. После этого вновь обратимся к задачам с параметрами и приложим рассмотренные методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств к задачам, в которых присутствуют параметры.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Си с нуля и снова о том, что и как хранится в памяти (для 8, 9 и 10 классов)

В прошлом семестре мы рассматривали только тот минимум средств языка Си, который был необходим для изучения основных механизмов работы с памятью. Теперь первую часть курса мы посвятим более структурированному изложению возможностей языка, а затем вернёмся на более низкий уровень и применим полученные знания для изучения объектов новых типов данных.

Рассмотрим, как представляются в памяти массивы и почему их элементы хранятся в памяти определённым образом. Разберём, как устроены объекты типов данных с плавающей точкой и поймём, почему компьютер не может работать с вещественными числами.

Если останется время, поговорим о динамической памяти и о том, чем отличается представление объектов рассмотренных ранее типов, если память под них выделяется во время работы программы.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Алгоритмы и искусство представления данных (для 10 и 11 классов)

Поговорим о массивах/списках разной размерности/вложенности, о множествах и словарях. Посмотрим, как удачный выбор представления данных упрощает алгоритм решения задачи. Научимся структурировать программы и организовывать решение подзадач в виде функций. Познакомимся с динамическим программированием. Почувствуем, как богат и красив мир алгоритмизации!

Инструменты: решать задачи можно будет на любом языке программирования. Основной язык при объяснении материала Python.

Требования к учащимся: знания основных алгоритмических конструкций. Желательно знание массивов/списков.

Преподаватель:
Мария Петровна Гришкина