ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

РАСПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И СПИСКИ ГРУПП ФМШ FMSH.RU
СО 2 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА

(окончание осеннего семестра 2023/24 учебного года: 23 декабря)


группаклассытематика/направлениедаты/дни/время занятийпреподаватель
Математика
М3217, 8Математикапонедельник, 17:30-19:55.
(12 занятий со 2 октября
по 18 декабря)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М3228, 9, 10По мотивам школьной математикивторник, 18:00-20:30.
(12 занятий с 3 октября
по 19 декабря)
Анастасия Николаевна
Зологина
М3239, 10Множества и комбинаторикачетверг, 20:00-21:30.
(12 занятий с 5 октября
по 21 декабря)
Дмитрий Петрович
Боголюбов
М3249, 10Введение в тригонометриюсуббота, 17:00-18:30.
(4 занятия с 7 октября
по 28 октября)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М3259, 10Тригонометрические уравнения и неравенства. Часть Iсуббота, 17:00-18:30.
(4 занятия со 2 декабря
по 23 декабря)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М32610, 11Преобразования плоскости? Какой именно плоскости?!суббота, 18:45-20:45.
(4 занятия с 7 октября
по 28 октября)
Владимир Витальевич
Дворкин
М32710, 11Матрицы и определителисуббота, 18:45-20:45.
(4 занятия с 4 ноября
по 25 ноября)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М32810, 11Преобразования плоскости: продолжениесуббота, 18:45-20:45.
(4 занятия со 2 декабря
по 23 декабря)
Владимир Витальевич
Дворкин
Физика
Ф3219Физикапятница, 17:00-20:15.
(12 занятий с 6 октября
по 22 декабря)
Леонид Александрович
Ашкинази
Ф32210Физикасреда, 17:00-20:15.
(12 занятий с 4 октября
по 20 декабря)
Леонид Александрович
Ашкинази
Ф32311Физикавторник, 17:00-20:15.
(12 занятий с 3 октября
по 19 декабря)
Леонид Александрович
Ашкинази
Информатика
И3217, 8, 9Основы процедурного программированиясреда, 17:30-20:15.
(12 занятий с 4 октября
по 20 декабря)
Сергей Генрихович
Чернацкий
И32210, 11Первые шаги в программированиипонедельник, 17:00-19:30.
(5 занятий со 2 октября
по 30 октября)
Мария Петровна
Гришкина
И32310, 11Данные и алгоритмы. Началопонедельник, 17:00-19:30.
(7 занятий с 6 ноября
по 18 декабря)
Мария Петровна
Гришкина
Русский язык
Р3218, 9, 10, 11Практика письменной речисуббота, 17:00-18:30.
(4 занятия с 4 ноября
по 25 ноября)
Людмила Валерьевна
Дворкина

Время московское (UTC+3).

          
занятия, продолжающиеся в течение всего семестра; зачёт по ним ставится в конце семестра
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, в совокупности покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце семестра по результатам работы на протяжении всех блоков
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, не покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце последнего блока
          
занятия, состоящие из одного блока, не покрывающего весь семестр; зачёт ставится по результатам работы в этом блоке

По мотивам школьной математики (для 8, 9 и 10 классов)

В первом семестре рассмотрим следующие большие главы:
– Многочлены
– Уравнения
– Неравенства

Разберем теорию, различные инструменты решения задач и множество примеров, от простейших (базовых) до весьма нетривиальных.

Курс живой, адаптируется под каждую группу, поэтому возможны небольшие отклонения от намеченного плана. И это бывает особенно интересно.

Преподаватель:
Анастасия Николаевна Зологина

Множества и комбинаторика (для 9 и 10 классов)

Несмотря на то, что данный курс относится к математическим, рассматриваемые в нём вопросы являются основой для изучения различных разделов информатики: теории алгоритмов, языков программирования, баз данных и знаний, криптографии, искусственного интеллекта.

В этом семестре мы рассмотрим следующие темы:
1. Логический язык математики. Как мы рассуждаем.
2. Теория множеств, операции над множествами.
3. Соответствия, отношения и функции. Мощность множеств.
4. Комбинаторика: от простых задач к сложным.

Курс предусматривает обязательное выполнение домашних заданий.

Преподаватель:
Дмитрий Петрович Боголюбов

Введение в тригонометрию (для 9 и 10 классов)

До середины 60-х годов XX века тригонометрия была отдельным школьным предметом наряду с частично дожившими до сегодняшних дней алгеброй и геометрией. В рамках курса мы поговорим о том, когда появился данный раздел математики, что он изучает, какие части можно в нём выделить и порешаем задачи, иллюстрирующие рассматриваемый материал. Cосредоточим внимание на следующих вопросах:

1. Плоская (прямолинейная) и сферическая тригонометрии. Гониометрия.
2. Углы, их виды и единицы измерения: градусы, радианы, градианы (грады, гоны).
3. Тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, секанс, косеканс.
4. Основные тригонометрические формулы и их использование для вывода новых формул.
5. Решение прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.
6. Решение косоугольных треугольников. Теоремы синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов. Формулы Мольвейде и Деламбра.
7. Решение правильных многоугольников.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Тригонометрические уравнения и неравенства. Часть I (для 9 и 10 классов)

В первой части темы рассмотрим следующие вопросы:
1. Обратные тригонометрические функции. Условия их существования.
2. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства и их решения.
3. Построение графиков тригонометрических функций. Свойство периодичности и его особенности в приложении к тригонометрическим функциям.
4. Оценка решений тригонометрических уравнений и неравенств с использованием графиков.
5. Методы замены переменной и разложения на множители.

Работа над данной темой будет продолжена в следующем семестре.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Преобразования плоскости? Какой именно плоскости?! (для 10 и 11 классов)

Вспомним понятие вектора на плоскости и поймём, что представляет собой евклидова плоскость как пространство векторов. Поговорим о движениях и гомотетиях, используя аналитический подход: можно ли их представить в виде уже привычных нам школьных функций и какие особенности есть у такого представления? Наконец, мы столкнёмся с линейными преобразованиями плоскости и встанем перед проблемой: что делать с параллельным переносом? Поговорим о недостаточности евклидовой плоскости.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

Матрицы и определители (для 10 и 11 классов)

На занятиях поговорим об основных моментах, составляющих содержание темы, и постараемся осветить следующие вопросы:
1. Определение матрицы, виды матриц.
2. Операции над матрицами, свойства операций.
3. Определитель матрицы. Изменение определителя при элементарных преобразованиях над строками и столбцами.
4. Матричные уравнения. Обратная матрица.
5. Системы линейных уравнений и их решения. Метод Крамера.
6. Вектор как частный случай матрицы. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов.

Если последний вопрос обсудить не успеем, он будет рассмотрен в следующем блоке.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Преобразования плоскости: продолжение (для 10 и 11 классов)

Применяя рассмотренный в ноябре инструментарий, обсудим, как работают композиции линейных преобразований и что такое обратные преобразования. Закончим методом Гаусса.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

Основы процедурного программирования (для 7, 8 и 9 классов)

На занятиях мы разберёмся с тем, что такое процедурное программирование, какое место оно занимает в множестве подходов к программированию, какие задачи можно решать с его помощью и какие языки программирования относятся к процедурным языкам. После этого перейдём к изучению понятий, которые используются в процедурном программировании, поговорим о типах данных и переменных, операциях и функциях, рассмотрим структуру программы на процедурном языке. На примере языка Паскаль научимся писать небольшие программы, которые, с одной стороны, демонстрируют возможности языка, а с другой – позволяют решать конкретные задачи, возникающие в различных предметных областях. Между прочим, на одном из сентябрьских
семинаров мы как раз написали программу на Паскале, решавшую подобную задачу, причём в более интересном, динамичном варианте, чем исходная реализация.

Всё необходимое для успешного освоения материала будет рассказываться в процессе обучения, поэтому никаких специальных знаний на момент подключения к занятиям не требуется. А те, кто уже занимался программированием, смогут немного по-новому взглянуть на известные вещи и, может быть, лучше разобраться с тем, какие возможности предоставляет программирование и как, обладая соответствующими знаниями, подходить к решению различных задач.

Преподаватель: Сергей Генрихович Чернацкий

Первые шаги в программировании (для 10 и 11 классов)

Поговорим о парадигмах программирования. Познакомимся и систематизируем основные понятия алгоритмического программирования. Изучим основные виды алгоритмов: простая последовательность операторов, ветвление, циклы. Потренируемся создавать сложные условия, работать с целочисленными операторами. Этот материал рассчитан прежде всего на тех, кто начинает программировать, но много полезного для себя почерпнут и те, кто уже умеет программировать. Этот курс позволит им повторить и систематизировать материал.

Инструменты: решать задачи можно будет на любом языке программирования, позволяющем работать в рамках алгоритмической парадигмы. Основные языки при объяснении материала Pascal и Python.

Требования к подготовке учащихся: базовые знания математики.

Преподаватель:
Мария Петровна Гришкина

Данные и алгоритмы. Начало (для 10 и 11 классов)

Поговорим о массивах/списках. Затронем вопросы эффективности алгоритмов. Разберем алгоритмы обработки последовательности данных без сохранения в массивах. Разберем линейные алгоритмы, в том числе двоичного поиска, частичных сумм, затронем элементы динамического программирования и сортировок.

Инструменты: решать задачи можно будет на любом языке программирования. Основной язык при объяснении материала – Python.

Требования к подготовке учащихся: знание основных алгоритмических конструкций.

Преподаватель:
Мария Петровна Гришкина

Практика письменной речи (для 8, 9, 10 и 11 классов)

На этом курсе мы будем учиться находить связки между своим опытом и словами: выражать письменно свои впечатления от книги или фильма, фиксировать результаты эксперимента или лабораторной работы, формулировать свою позицию. Будем искать подходящие слова, работать со структурой текста, посмотрим разные жанровые возможности.

Курс рассчитан на заинтересованных учеников 8-11 классов.

Преподаватель:
Людмила Валерьевна Дворкина


Списки учащихся по группам (открываются в новом окне)

Группа М321, математика
Группа М322, математика
Группа М323, математика
Группа М324, математика
Группа М325, математика
Группа М326, математика
Группа М327, математика
Группа М328, математика
Группа Ф321, физика
Группа Ф322, физика
Группа Ф323, физика
Группа И321, информатика
Группа И322, информатика
Группа И323, информатика
Группа Р321, русский язык


Списки групп по учащимся (открываются в новом окне)

7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс