ЧТО ТАКОЕ ФМШ
Физико-математическая школа FMSH.RU – это социальный развивающий образовательный проект,
в рамках которого проходят обучение школьники 6-11 классов, заинтересованные в серьёзном обучении
математике, физике и информатике, не связанном с подготовкой к тем или иным испытаниям
(ЕГЭ, олимпиады и др.). Кроме этого, учащиеся ФМШ под руководством преподавателей
имеют возможность получить свой первый педагогический опыт.
Особенности организации учебного процесса в ФМШ FMSH.RU:
– поступление в ФМШ осуществляется по результатам письменного экзамена по математике (в очном формате), творческого конкурса по математике (в дистанционном формате) или обучающих семинаров (в очном или дистанционном форматах)
В случае проведения письменного экзамена или обучающих семинаров основное внимание обращается не на формальное умение решать те или иные задачи, а на осознанное применение имеющихся знаний.
Творческий конкурс по математике – это возможность для поступающих продемонстрировать свои интересы в области математики и одновременно активно обсуждать их в рамках предварительных семинаров как с преподавателями ФМШ, так и с другими поступающими.
В случае проведения письменного экзамена или обучающих семинаров основное внимание обращается не на формальное умение решать те или иные задачи, а на осознанное применение имеющихся знаний.
Творческий конкурс по математике – это возможность для поступающих продемонстрировать свои интересы в области математики и одновременно активно обсуждать их в рамках предварительных семинаров как с преподавателями ФМШ, так и с другими поступающими.
Результат: осуществляется набор преимущественно тех школьников, которые ориентированы на глубокое погружение в изучаемый материал и стараются не ограничиваться знаниями, необходимыми для сдачи тех или иных экзаменов
– в ФМШ не используются какие-либо фиксированные программы; новые занятия преподаватели планируют в зависимости от того, как прошли предыдущие занятия, какие задавали вопросы и делали комментарии учащиеся в их процессе: если материал оказался слишком простым – усложняют, оптимальным – продолжают двигаться в том же направлении, слишком сложным – упрощают либо переключаются на совершенно другой материал
Результат: осуществляется настройка на конкретную группу с учётом среднего уровня знаний учащихся, что позволяет, с одной стороны, максимально использовать материал, известный учащимся ранее, а с другой – не пытаться выходить далеко за границы "зоны ближайшего развития"
– при возникновении ситуаций, когда одна часть учащихся быстро разобралась в изучаемом материале, а другой части данный материал даётся трудно, преподаватель может либо уделить несколько большее время тем, у кого возникли сложности (при этом предложив другой части аудитории возможность подумать над более сложными вопросами по рассматриваемой теме), либо перейти к новому материалу, если глубокое понимание текущей темы на данный момент не является необходимым
Результат: каждый учащийся группы может изучать предмет с индивидуальной скоростью и степенью погружения в материал, что особенно актуально при существенных различиях в знаниях учащихся группы; кроме этого, создаются предпосылки для дополнительного взаимодействия между учащимися (в т.ч., за рамками занятий ФМШ) с целью помочь друг другу разобраться в новом материале
– обучение в ФМШ осуществляется в форме семинаров, на которых многие преподаватели выделяют отдельное время для общения на темы, лишь косвенно связанные с основным материалом, но представляющие интерес для конкретных учащихся
Результат: учащиеся, имеющие собственные интересы, могут оперативно получать ответы на возникающие вопросы, а их соученики расширяют свой кругозор в изучаемых предметных областях (математике, физике, информатике)
– в процессе обучения в ФМШ особое внимание уделяется не количеству или сложности материала, а его осознанию; преподаватели стимулируют учащихся задавать любые вопросы по изучаемому материалу
Результат: учащиеся начинают понимать, что формальные знания без учёта ограничений их применения зачастую приводят к неверным результатам, и стремятся не только выяснять все детали изучаемого материала, но и находить его связь с материалом, изученным ранее; занятия ФМШ зачастую продолжаются и после формального времени окончания, т.к. мы традиционно работаем «до последнего вопроса»
– преподаватели стараются показывать изучаемые предметы «в действии», то есть как и почему строится наука, какие проблемы и как она решает, на какие вопросы отвечает, на какие ответит со временем, а какие вообще не имеют к ней отношения
Результат: у учащихся создаётся целостное представление о науке как о системе взаимосвязанных знаний
– учащиеся ФМШ имеют возможность принимать участие во многих формах работ наравне с преподавателями, включая проведение семинаров для поступающих и оценку их работы в рамках вступительных испытаний в ФМШ
Результат: учащиеся начинают лучше понимать, как осуществляется взаимодействие между участниками учебного процесса; одновременно они помогают новым поступающим быстрее адаптироваться в новой обстановке
ФМШ закладывает фундамент успешного профессионального будущего!