ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В ФМШ

Программа и методология преподавания физики в ФМШ изменялась с годами. До введения ЕГЭ школы придерживались в целом одного уровня и стандарта, который определялся основными учебниками. Кроме того, существовали учебники «для углубленного изучения», которые использовались, в частности, для подготовки к поступлению в серьезные вузы. Преподавание физики в ФМШ в основном ориентировалось именно на этот уровень. Хотя, если преподаватель чувствовал, что группа «не тянет», он, естественно, уделял меньше времени сложному и интересному материалу, а больше — основам. Заменить школу преподавание физики в ФМШ в любом случае не могло, но такая задача и не ставилась.

После введения ЕГЭ ситуация через несколько лет изменилась. Школьникам теперь не нужно было знать «теорию», а нужно было только уметь решать узкий и известный круг задач. Хотя в нормативных документах знание «теории» прописано, но оно никак не контролируется. Это общепринятый, общепонятный и узаконенный самообман. Поэтому количество материала, который должны знать школьники, резко сократилось. Но экзамен по физике — это экзамен по выбору, его сдает 1/5 выпускников. Сегодня школа в значительной мере заинтересована в подготовке к ЕГЭ, причем по более «массовым» предметам, и к успешному участию в олимпиадах — от этого зависит рейтинг школы. В результате в ФМШ приходят три группы учеников. Первая группа не знает физики вообще, в школе их ей не учили, но дети хотят все-таки хоть кое-что, но знать. Вторая группа — то, кому сильно повезло со школьным преподавателем, он ухитрился их чему-то научить, но они хотят дальше. И третья, самая сложная — знаний у них, как у первой группы, а желания, как ни странно, как у второй.

При этом все они знают, что впереди не Сцилла и Харибда, промежду которых можно попытаться проскочить, а ГИА и ЕГЭ.

Поэтому последние годы применяется следующая методика — занятие начинается с рассмотрения каких-либо конкретных задач, обычно из разных вариантов ГИА и ЕГЭ, при этом чисто школьный уровень проходится довольно быстро, потом следует разбор «что хотел сказать автор», то есть почему эта задача такая, какие есть другие этого типа, как она может быть изменена, каково ее устройство и т.д., а потом, естественно, какая за ней стоит настоящая физика, чем мы реально пренебрегли, какие для этого есть основания, когда это можно и когда это нельзя делать, и так далее. То есть именно та физика, которой нет и не может быть в обычной школе.

От конкретного ученика зависит, до какого места он сможет активно реагировать на материал, но если в какой-то момент он «вырубится», то скоро начнется следующая задача, и, немного отдохнув, он с новыми силами и т. д. Причем преподаватель в любой момент готов доброжелательно реагировать на просьбу что-то объяснить еще раз, и это, кстати, приучает школьников следить за своим уровнем понимания, корректно формулировать вопросы, и разумно управлять занятием — что может им пригодиться в дальнейшем обучении.