ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В ФМШ

Программа и методология преподавания физики в ФМШ изменялась с годами. До введения ЕГЭ школы придерживались в целом одного уровня и стандарта, который определялся основными учебниками. Кроме того, существовали учебники «для углубленного изучения», которые использовались, в частности, для подготовки к поступлению в серьезные вузы. Преподавание физики в ФМШ в основном ориентировалось на этот уровень. Хотя, если преподаватель чувствовал, что группа «не тянет», он, естественно, уделял меньше времени сложному и интересному материалу, а больше – основам. Заменить школу преподавание физики в ФМШ в любом случае не могло, но такая задача и не ставилась.

После введения ЕГЭ ситуация через несколько лет изменилась. Школьникам теперь не нужно было знать «теорию», а нужно было только уметь решать узкий и заранее известный круг задач. Хотя в нормативных документах знание теории прописано, но оно никак не контролируется. Это общепринятый, общепонятный, узаконенный и почти неизбежный самообман. Потому, что проверить серьезное знание егэобразными методами невозможно. Серьезное знание – это способность использовать теорию в нестандартной ситуации.

В результате количество материала, который должны знать школьники, сильно сократилось. Но экзамен по физике – это экзамен по выбору, его сдает 1/5 выпускников. Сегодня школа в значительной мере заинтересована в подготовке к ЕГЭ, однако по более «массовым» предметам, и к успешному участию в олимпиадах – от этого зависит рейтинг школы. В результате в ФМШ приходят две группы учеников. Первая группа не знает физики вообще, в школе их ей не учили, но дети хотят все-таки что-то знать. Иногда это естественный детский интерес к жизни – если он сумел сохранился. Вторая группа – то, кому повезло со школьным преподавателем, они ухитрились их чему-то научить, им понравилось, и теперь они хотят дальше. В обоих случаях важна и существенна роль родителей.

Однако и школьники, и родители знают, что в большинстве случаев впереди не Сцилла и ее подельница Харибда, промежду которых можно попытаться проскочить, а ГИА и ЕГЭ. Поэтому мы применяем следующую методику. Занятие начинается с рассмотрения каких-либо конкретных задач, обычно из разных вариантов ГИА и ЕГЭ, при этом чисто школьный уровень проходится довольно быстро, потом следует разбор «что хотел сказать автор», то есть почему эта задача такая, каково ее устройство, какие есть другие этого типа, как она может быть изменена. А потом, естественно, какая за ней стоит настоящая физика, чем мы реально пренебрегли, какие для этого есть основания, когда это можно и когда это нельзя делать, как эта задача связана с другими, и так далее. То есть именно та физика, которой нет и не может быть в обычной школе, и которая хоть в чем-то ближе к настоящей физике.

От конкретного ученика зависит, до какого места он сможет активно реагировать на материал, но если в какой-то момент он вырубится, то скоро начнется следующая задача. А он, немного отдохнув, с новыми силами возобновит получение удовольствия от физики. Причем преподаватель в любой момент готов позитивно реагировать на просьбу что-то объяснить еще раз, и это, кстати, приучает школьников следить за своим уровнем понимания, корректно формулировать вопросы, и разумно управлять занятием – что может им пригодиться в дальнейшем обучении.

Вот некоторые материалы, которые могут вам пригодится (сами эти материалы начинаются с подробного объяснения, что это такое):

Программа по физике Физико-математической школы FMSH.RU

Научно-популярные статьи по физике и астрономии в Интернете (линк-лист)

Лента коротких рецензий на научно-популярные и близкие к ним книги

Привет! Мы с тобой ровесники... (История ФМШ)

С уважением и предвкушением,
Леонид Александрович Ашкинази
[email protected]